Велодорожки в Черновцах не нужны! Пока.

Читати статтю українською

О задумке с велодорожками в Черновцах мы все слышали давно. Так или иначе, долетали слухи про какой-то супер проект, который превратит наш простой скучный город, на велопространство будущего! Румяные студенты покатят от общежитий в сторону мат. фака, разгрузятся маршрутки — заживем!

Велодорожка в Черновцах. Площадь Соборная.

Нам изначально идея казалась абсурдной по многим причинам. Назову несколько↓

Обустройство велодорожек — это дорого, очень дорого

Если погуглить, то можно увидеть разные цифры, например 6 млн. грн. за километр в Киеве.

У нас негде их проложить

Ширина должна быть ~2 м, а это уже больше, чем некоторые тротуары в Черновцах. Дороги у нас тоже узкие, и от них оттяпать безболезненно не получается. Тем более, вдоль дорог у нас парковки, которые пока некуда перенести.

Наш город очень гористый

Чтобы подняться от Театральной к Соборной, надо хорошенько попотеть. Попробуйте сами! Или по Кордубы вверх  — тоже непросто. Такую физкультуру могут позволить себе только молодые здоровые люди.

Увы, мы в Черновцах не сможем всерьез заменить велосипедами автомобили, как это делается в плоском Амстердаме. Да, существуют электровелосипеды, но идея слишком дальновидна, учитывая наши реалии.

Велодорожка в Черновцах возле парка Шевченка.

Хотя бы эти три причины заставляли нас думать, что никто не будет “обустраивать” велодорожку в Черновцах в ближайшие 10 лет. Да, было бы круто перестроить город заново, расширить улицы. Но это влажные мечты.

“Поговорят и перестанут”, — решили мы, и жили себе дальше. И тут случилось ЭТО: нарисовали велоразметку в центре (нашем малюсеньком тесном центре) города!

Работы проведены в рамках проекта “Через сталий транспорт до чистого довкілля”. Вот здесь приведено подробное описание от инициатора проекта.

 

Критика черновицкой велодорожки

Происходящее показалось нам настолько трагичным, что мы отложили поездку в Киев и пошли снимать репортаж. В видео детально рассмотрели промахи проекта велодорожки:

Кому лень смотреть, вот тезисно:

  1. На переходах, согласно ПДД, велосипедист должен сойти с велосипеда. В проекте это как бы игнорируется: от Соборной до Садовой насчитали 9! переходов (на 1 км маршрута, примерно каждые 100 м)
  2. Переходы, которые пересекают велодорожку (тут она должна прерываться, но не прерывается. В любом случае, в таких местах нам придется пешеходов пропустить)
  3. Остановки (Рязань, п. Шевченка, Буковина, Щербанюка) Очень людные места, там невозможно нормально ехать. А в последнюю велодорожка еще и почти въезжает, хотя могла бы обойти сзади.
  4. Игнорирование существующей застройки (возле магазина “Жабка” не оставили для пешеходов места вообще)
  5. Прокладывание в узких частях тротуара (на Героев Майдана возле “Рязани”, на пл. Соборной напротив экономфака)

Велодорожка в Черновцах. Почему проект плох.

 

Кто виноват?

Инициаторы (ГО “БАРР”) считают, что если бы горсовет выделил больше денег (а он выделил только 10% суммы, остальное из европейского гранта), то получилось бы хорошо.

Ведь сделали бы ровное покрытие, установили разделители между пешеходной и вело зонами, соорудили бы съезды, разрешили бы переезд по дороге, проложили бы более длинный маршрут.

Скриншот комментария головы ГО "БАРР" (для увеличения кликайте):

Кто виноват в плохих велодорожках в Черновцах.

По факту все перечисленное не спасло бы отвратительный проект. Смотрим предыдущий пункт: проблема именно в проекте! Даже если бы сделали идеально, все равно пришлось бы останавливаться каждые 100 м (не на скорости же вылетать на дорогу и в людей). В любом случае украли бы законное место у пешеходов.

Проектант: ивано-франковская фирма UCG По словам Богдана Старика (члена ГО “БАРР”), в Черновцах нет современных проектантов, которые могли бы справиться с задачей. Поэтому пришлось обратиться в соседний город за помощью (заказчик проекта, вроде как, горсовет).

 

Почему велодорожка на тротуаре — зло?

Сразу акцентирую, что мы не считаем велодорожку нейтральным приобретением. Нет! Мы уверены на 100%, что велодорожка на тротуаре — это огромный жирный минус: и для велосипедистов, и для пешеходов! Такое мнение у нас сложилось давно.

Даже в странах, где велодорожка на тротуаре сделана по всем правилам (с маленькими забавными вело светлофорчиками, съездами, красным полотном) она часто портит жизнь велосипедисту.

Велодорожка в Измире (Турция) и в Кошице (Словакия).

Самое яркое воспоминание на этот счет — въезд в Будапешт. Несчастных 10 км мы преодолевали часа 3. Велодорожка 100500 раз пересекала дорогу (а это вечное ожидание на светофорах), примерно столько же раз пропадала и появлялась на другой стороне трассы (где даже не было переходов), сворачивала в непонятные дворы (удлиняя нам маршрут), просто исчезала. Доехав до центра, мы были готовы оставить велики на обочине и никогда больше не ездить. Намного лучше было бы ехать по дороге с машинами.

Даже в странах, привычных к велотранспорту, пешеходы ВСЕГДА оказываются на велодорожке (сталкивались в Вене, например). Это не зависит от культуры. Мы сами, зная как ужасно объезжать людей, часто засматривались на фасады и находили себя на велодорожке. Если она на тротуаре, то это неизбежно!

 

Так везде ж делают! Алло!

Да, много где прокладывают велодорожку по тротуару. Иногда это ну почти удовлетворительно.

Когда? Когда город необъятно-просторный. Идеальный пример — Минск. Там тротуары по ширине превосходят некоторые наши дороги. И по всему городу дорожки идут именно по тротуарам. Есть удобные съезды, а водители автомобилей постоянно пропускают велосипедистов. Но пешеходы все равно часто на дорожке (они ее не замечают). Спасает, что в Минске на улицах почти нет людей.

Велодорожка в прекрасном безлюдном Минске.

Или в местах, где никто не ходит. Вдоль больших рек, моря, на окраинах городов. Там это воспринимается нормально, ведь человек попадается раз на километр, пусть даже прямо на велодорожке.

А бывает, делают лишь бы сделать. И в Европе тоже, кстати. Наверное, по закону надо выделить место для велодорожки — рисуют. И велосипедисты едут в таких ситуациях по дороге.

А в Черновцах что: узко, в центре людно, набережной нет. Так что не надо грабить пешеходов зазря! Это плохо сразу всем. Нам нужна велополоса на дорогах, но только не дорожка на тротуаре! Если сейчас на дороге никак — пусть лучше никак.

 

И что, не надо развивать вело инфраструктуру?

Конечно, стоит развивать! Давайте будем! Но только не введением абсурдной дурацкой велодорожки!

Та же ГО “БАРР” (во главе с Татьяной Лебухорской) занимается отличными инициативами: организовывает ивенты, велопробеги, конкурсы, выбивает для нас гранты. Это все заслуживает уважения. Спасибо!

Сейчас собираются ввести контрполосы для велосипедов. Мы лично в восторге от полосы на Кордубы — сможем объезжать неприятный кусок Головной с разбитой брусчаткой. Это развитие, как-никак. Упорядочить парковки — опять-таки плюсик!

Парковка + набор инструментов для велосипедов. Будапешт.

Вот еще идеи, что реального сделать для велосипедистов:

  1. продвигать ремонт правой части дорог. Каждый черновчанин в курсе, что дороги у нас на букву “Г”, но правая их сторона бьет рекорды! Можно было бы для начала заделать ямы глубиной в 30 см и утопить люки, которые вылезают на 30 см вверх
  2. заменить решетки-ливневки на более безопасные (в некоторые из них можно уронить младенца)
  3. убрать пыль-песок-гравий
  4. соорудить еще пару велопарковок (стоек) + тщательнее бороться с ворами велосипедов
  5. информировать общественность о существующих веломаршрутах (у нас есть промеченные по Черновцам, и по окрестным селам, но никто о них не в курсе), облагораживать маршруты (где расчистить, где подсветить, где лавочку воткнуть)
  6. обустроить еще пару контрполос (нам бы хотелось на ул. Шевченка)
  7. обучать велосипедистов правилам дорожного движения и безопасной езде

 

Наш вывод

На данный момент идея с велодорожкой в Черновцах звучит очень популистски. Нас закидают камнями, но постарайтесь подумать здраво: не стоит продолжать портить тротуары! Мы считаем, что горсовету вообще нелогично на это выделять деньги. У нас в городе нет нормальной автодороги, на тротуарах можно поломать ноги. Какая тут велодорожка?

Добавить полосы на проспекте — возможно, да. Развивать велоинфраструктуру на Гравитоне — не полный бред. Вывести прогулочный веломаршрут за город — интересно. Перепроектировать улицы, сделать надземные парковки, выделить полосу для великов — надеемся в будущем.

Дорога в Черновцах.

Но сейчас вкладывать деньги в велодорожки было бы вопиюще! “Закатать город в асфальт” для Черновцов вообще не страшно звучит. В городе должен быть асфальт! Пока у нас песок и гравий вместо дороги, нас асфальтом не запугаешь.

Хорошая автодорога — преимущество для всех участников движения (пешеходы пользуются общественным транспортом). А велодорожка предположительно полезна (хотя это тоже спорно) только велосипедистам, что на данный момент непозволительная роскошь для Черновцов.

Мы бы с удовольствием ездили по новому асфальту в потоке с машинами, вместо того, чтобы толкаться с пешеходами на тротуаре вдоль разбитой улицы! Бюджет города не резиновый, так что приходится расставлять приоритеты.

То же касается и обустройства дамбы в промзоне (ее приплели к проекту, что нас просто взорвало). Наверное, никто из депутатов на дамбе не бывал. Даже в интервью от UA:БУКОВИНА не смогли правильно указать дамбу на карте.

Смотрим про дамбу видео:

Давайте делать что-то реальное!

В любом случае, есть позитив от того, что эту тему подняли. Главное вовремя остановиться и пойти в правильном направлении! Мы настроены оптимистично и верим в Черновцы!

Nazar
Маючи хоч і короткий але досить насичений досвід велопересування Чернівцями, абсолютно згідний - спочатку дороги для всіх, тоді велодоріжки для велосипедистів. Тим більше, враховуючи реалії міста (вузькі дороги, значна горбистість, ну і зрешта багато іншої важливої роботи по вдосконаленню інфраструктури) навряд чи доцільно на теперішньому етапі вкладати сюди кошти. А якщо і робити це, то більш продумано. Одразу після доріг і тротуарів. І обовязково враховуючи генеральне планування і стратегію розвитку міста. Але круто звичайно, що ця тема піднялась, цікаво глянути через декілька років.