Лендинг
Экспресс
399$ | 10 дней

Поход по Волыни: Цуманская пуща

Озаботившись поиском маршрутов для походов по Волыни, мы нашли только несколько интересных. Один из них пролегал по Цуманской пуще. Именно с него началось наше знакомство с болотистыми ландшафтами, дикими зарослями и даже с оленем.

Как ни парадоксально, Цуманская пуща находится рядом с поселком Цумань. Туда-то мы и держали путь. Добраться можно либо на поезде, либо на автобусе. Мы выбрали второй вариант и, надо сказать, нас приятно удивил этот транспорт. Маршрутки здесь в разы превосходят те, которые ездят по Карпатам. А на нашей конечной станции даже оказался супермаркет, в котором мы докупили багет.

Цуманская пуща. Фото 1

Едва удалившись от хат, очутились в прекрасном ярко-зеленом волынском лесу. Теплый июньский воздух полностью пропитался запахом землянички. У ягодок, наверное, был разгар сезона, потому что их оказалось настолько много, что мы могли бы питаться ими лишь одними!

Войти в лес нас приглашали пушистые сосны, что немало удивило - не ожидали, что здесь есть хвойные деревья. Этим летом сосны были всегда рядом с нами. Хвойный аромат смешивался с ягодным и создавал неописуемую атмосферу.

Но впечатление от пейзажа немного портил песок под ногами - он навязчиво просачивался в кроссовки. Также не украшали местность и высоковольтные опоры.

Цуманская пуща. Фото 2

А уже через какой-то километр следы цивилизации остались позади, разве что дороги, пересекающие друг друга довольно густой сеткой, все время сопровождали нас. Кстати, мы экспериментальным путем выяснили, что многие из них ведут в никуда.

В самом деле лес здесь не часто посещаем, дикий и интересный. По пути нашли множество разных ягодок, краснокнижных растений и огромную жабу.

Цуманская пуща. Фото 3

Целью нашего маршрута было безымянное озеро в глубине пущи - его нам обещали на форуме. Отличительной чертой походов по Волыни является отсутствие маркировки. Шли мы просто наобум, наматывая круги по лесу. Единственным ориентиром было село Скреготовка, от которого отходит дорога прямо на север.

Без компаса и нормальной карты, которую вы вряд ли сможете найти, или же без GPS, сюда соваться не стоит. Мы блуждали даже с необходимыми техническими средствами.

Цуманская пуща. Фото 4

Когда поняли, что становится поздновато, то рубанули в направлении дороги практически напролом и уже скоро оказались на ней. Мы не ожидали что дорога будет такой широченной. На форуме писали, что она идет прямо по бывшей разобранной узкоколейке, и мы представляли себе ее более похожей на лесную тропку.

Цуманская пуща. Фото 5

Дорога немного разочаровала, потому что она была просто дорогой. Зато мы обнаружили прикольную пушистенькую гусеньку, пересекавшую наш путь. Ее прикольность и пушистость можно оценить, посмотрев видео:

Растительность на Волыни очень активна. Лиственные деревца раскидывают свои ветви, переплетаются и образуют арки. Выглядит это довольно романтично, похоже немного на знаменитый тоннель любви.

Цуманская пуща. Фото 6

На повороте к озерцу нас встретил олененок с пятнистыми бочками. После целого дня ходьбы по жаре мы, наверное, выглядели не лучшим образом, поэтому олененок испугался нас и убежал. К сожалению, заснять его не успели.

Прямо рядом с озером расположена кормушка. Если пойдете сюда - велика вероятность тоже повстречаться с оленем.

Цуманская пуща. Фото 7

Озерцо было похоже больше на обитель русалок, чем на резервуар с водой. Но так как на Волыни с чистой водой не густо, пришлось воспользоваться этой жидкостью для готовки еды. Кстати, это никак на нас не отразилось.

На берегу есть полудостроенный домик, колодец, лавочки и костровище. Нам эти следы людей не приглянулись, поэтому мы разложились просто в лесу, немного поодаль.

Еще одной неотъемлемой прискорбной частью походов по Волыни являются комары, которые тут живут в таких количествах, что даже представить сложно! Причем дым от костра их нисколечко не отпугивает. До окончания вечерней трапезы мы превратились в человеков-укусов.

Цуманская пуща. Фото 8

Перед походом мы начитались в интернете про злых вепрей, которые бродят здешними лесами. И хоть мы понимали, что кабаны не станут нападать на нас ночью, но, когда находишься в дикой природе, все воспринимается совсем иначе.

В нашем ненадежном укрытии - тенте - мы пролежали минуты три. Судя по всему, белки как раз в то время вышли на охоту и начали копошиться неподалеку, чем вогнали нас в ужас. Переглянувшись, единогласно приняли решение переместиться на верхний этаж недостроенного дома, чтобы никакая живность не могла до нас добраться.

Честно говоря, ночевать там было более опасно чем внизу: доски лежали ненадежно и торчали гвозди. Но нам было совсем-совсем неуютно посреди пущи. Ночью она живет своею жизнью: с озера доносится кваканье и булькание, а из-за деревьев - топот и шорох. Зато наверху было сказочно - наслаждались теплом летней ночи и тысячей звезд, пока вокруг резвились животные :)

Цуманская пуща. Фото 9

Наутро мы спустились с нашего убежища и обследовали все вокруг - признаков присутствия страшных зверей не было. Зато немного дальше по дорожке видели много разрытостей и следов копыт.

Направлялись мы в сторону так называемого Черного болота. В здравом уме человек не пошел бы через такие заросли крапивы. И мы бы не пошли, если бы не прочитали живописную историю об этом месте.

То тут, то там, по обе стороны проглядывались небольшие болотца. На дороге были отчетливо видны две колеи, но все настолько заросло, что, казалось, машин здесь не было уже полгода. Пока наши бедные ножки жалила крапива, руки обкусывали кровожадные комары. Идти было ужасно, но мы все-таки хотели добраться к цели, хотя и не совсем представляли, какая она.

Цуманская пуща. Фото 10

Думали дойти до речки, которая протекает на границе Ровенской и Волынской областей. Как только закончился лес, началось болото, а GPS утверждал, что мы находимся недалеко от реки.

Цуманская пуща. Фото 11

Решили идти до конца, хотя его не было видно - везде был только рогоз.

Цуманская пуща. Фото 12

В итоге мы, обкусанные с ног до головы, наконец-то вышли к этой речке и удивились, что она вообще есть на карте. Вода оказалась почти стоячей, а ширина была метра два. Как бы там ни было, а все равно прикольно побывать в таком дичайшем месте.

Цуманская пуща. Фото 13

Достигнув цели, начали возвращаться назад к озеру. И опять вышли на дорогу - она повела нас в Берестяное. Явно было видно, что люди захаживают сюда частенько. По пути встретили грибников и людей на возе, которые предлагали подкинуть нас. А мы хотели пройтись пешком и еще немного насладиться красотами вокруг.

Цуманская пуща. Фото 14

Нашли табличку, которая поведала нам, что мы в заказнике "Кормин". А мы и знать не знали, что находимся в каком-то заказнике. На Волыни почему-то все очень никак с туризмом, маршрутами, картами. Хотя места здесь очень привлекательные, и есть на что посмотреть, есть где прикоснуться к природе. Надеемся, что в дальнейшем ситуация изменится, и походы по Волыни станут более популярны.

Цуманская пуща. Фото 15

Я никогда не любила бабочек, потому что они омерзительны, если тщательно рассмотреть их тельца. И тут мое отношение укрепилось: посреди дороги увидели труп змеи, который бабочки объедали. Кстати, этих насекомых тут тьма. Кто восхищается ими - можете здесь понаблюдать вдоволь!

Цуманская пуща. Фото 16

По пути к Берестяному нам встретилось куда более чистое и привлекательное озеро, на котором даже были беседочки. Видимо здесь занимаются ловлей рыбы. Все достаточно окультурено и красиво. Но, конечно, в поход сюда идти было бы странно.

Цуманская пуща. Фото 17

Лесничество ухоженное: на выходе нашли еще беседочки с мангалами, мусорниками, нормальным подъездом. Сложилось о нем положительное впечатление!

Цуманская пуща. Фото 18

В селе нашли магазин и узнали, что ждать автобус нужно как раз рядом с ним. С транспортом проблем тут никаких нет, и мы доехали прямиком в Луцк. По добиранию это был наш самый легкий походик в жизни, ведь обычно мы полночи едем в раздолбаном поезде до гор.

Цуманская пуща. Фото 19

Нам походик понравился! Но мы сомневаемся, советовать ли еще кому-то туда идти, потому что нормальной карты и маршрута нет - ориентироваться непонятно как. Да и чего-то выдающегося в Цуманской пуще мы не нашли. Поход был похож на длительную прогулку по лесу.

Но если вы любите сочную земляничку, черничку, малинку, комаров с бабочками и кабанчиков с оленями - точно отправляйтесь в эту прекрасную глушь!

А вот карта Цуманской пущи и наш маршрут: