Снежная Говерла - зимнее восхождение

Мы планировали себе зимний поход по Карпатам, но никак не могли определиться с маршрутом. Зимней палатки у нас пока нет, так что ночевать стоило бы в домике, а однодневное восхождение организовать не так-то просто, ведь по колено в снегу далеко не уйдешь.

На этом фото запечатлена Говерла во время нашего зимнего восхождения в феврале.

Услышали идею идти на Говерлу и поняли, что это отличный вариант. Уже сходили — все круто, так что пора поделиться информацией и впечатлениями.

Зимнее восхождение на Говерлу из Козьмещика

Хоть Говерла и наивысшая точка Украины, но для подъема не самая сложная, так что туда запросто могут идти даже новички. Вообще на гору есть маршруты с трех разных сторон, но в зимнее время без ночевки и без снаряжения реально забраться туда только по одному (в большинстве случаев) — по желтому маршруту от Козьмещика.

На фото показаны указатели на маршруте от села Лазещина до Говерлы.

Козьмещиком называют несколько хат, расположенных в 8 км от ж/д станции Лазещина. Мы нашли пять хозяев, которые сдают места для ночевки. Ажиотаж на домики огромный: сюда приезжают целые турклубы, группы с инструкторами и просто любители гор. Мы попали в Козьмещик в пятницу, а свободных мест не было вовсе!

При желании ехать сюда, необходимо бронировать жилье заранее, правда информации на этот счет почти никакой в интернете нет — такой себе закрытый клуб. Мы ходили туда-сюда, и надежды становилось все меньше, а снега — все больше. В конце концов к нам подошел лесник и предложил заночевать две ночи в его домике, раз уж мы остались почти что на улице.

На этом фото - домик лесника, который находится в Козьмещике (7 км от горы Гоерла).

Домик лесника — это маленькая, но уютная колыба. Там есть два этажа: на первом — самодельный диван и печка, а на втором — две лежанки (всего могло бы с комфортом поместиться людей 8).

Лесник оказался замечательным интеллигентным человеком, обрадовался, что мы не пьем, оставил нам ключ, рассказал что к чему и сказал, что подселять к нам никого не будет. Мы заплатили ему 100 грн. за ночь (он просил 70, но за целый домик нам показалось совсем несерьезно).

А вот так выглядит домик лесника внутри.

Все остальные домики в Козьмещике являются чем-то вроде хостелов (в некоторых выделяют просто место на безразмерной доске). Вроде бы стоит это порядка 70 грн. за ночь.

Есть один сруб покруче. Он еще новый и большой. На первом этаже расположен ресторан с очень демократичными ценами и очень вкусным борщом! Тут предлагают хостел (110 грн. с человека) или двухместный номер "Люкс" с включенной возможностью сходить в душ (220 грн. с человека). Со стороны выглядит красиво и уютно, кроме чучел животных на стенах, но это, вроде, местный колорит такой.

Номер лесника: (098) 278 70 49, (063) 941 10 07 (Мирон)
Номер в колыбе с рестораном: (097) 380 00 76, (067) 90 381 07

Опасности зимних походов на Говерлу

Перед тем, как уйти восвояси, лесник пообщался с нами немного и поведал несколько ужасных историй, после которых уверенности в удачном подъеме на Говерлу у нас поубавилось. Конечно, все это не страшилки, а просто информация, которую стоит знать и учитывать при зимнем восхождении.

Тут представлен плакат, который висит на одном из маршрутов на Говерлу. На нем рассказано об опасностях лавин в зимнее время года.

Во-первых, уточним, что при входе в заповедник, необходимо зарегистрироваться у спасателей и подписаться под словами "Знаю, что в зимнее время подъем на вершину Говерлы и выход за границы леса запрещен!". Само по себе это уже выглядит зловеще.

Лесник сказал, что он лично в горы зимой не ходит, и другим не советует. А еще рассказывал, как каждую весну в этих местах находят замерзших насмерть туристов.

И это относится не только к новичкам, а и к суперопытным походникам тоже, ведь погода в горах совсем не предсказуема: мы сами наблюдали, как за пару минут солнышко сменилось непроглядной стеной снега, а еще может подняться ветер, затянуть тучами на вершине... В общем, может просто не повезти.

Это фото сделано во время зимнего восхождения на Говерлу - тучами затянуло буквально за пару минут.

Самая большая опасность таких походов — потеряться и замерзнуть. А еще это усугубляется глубоким снегом поверх елочек, куда можно попасть, как в капкан, если сбиться с пути. Кто еще не был в зимнем походе, удивится, сколько энергии теряется на простое передвижение по глубокому снегу.

Кроме того, существует опасность оборваться в ур.Котел — огромное ущелье возле маршрута. Дело в том, что тут из-за ветра намерзает "карниз" шириной до 5 м. "Карниз" - это толща снега над ущельем, под которой нет земли. При неудачном стечении обстоятельств, находясь на "карнизе", можно уйти вниз вместе с ним. На открытой местности при подъеме здесь нужно держаться как можно правее!

На картинке показано, где можно попасть на карниз во время зимнего похода на Говерлу со строны Козьмещика.

Ну, что справедливо для любого зимнего похода на безлесных участках, нужно еще опасаться лавин. Хотя именно с этой стороны Говерлы схождение лавин бывает реже всего.

Это все мы рассказываем не для того, чтобы отговорить идти в поход, а просто для информации. Лучше знать все это заранее и быть готовым ко всему: выйти пораньше, взять фонарик, запас калорийной еды, компас, термос... Скорее всего, ничего плохого не произойдет!

Наш поход на зимнюю Говерлу

Мы вычитали, что восхождение на Говерлу со стороны Козьмещика довольно длительно (7,5 км в одну сторону), поэтому проснулись пораньше и вышли с восходом солнца (в 7 утра). К большому удивлению, я не могла здесь спать долго: было жарко и чрезвычайно тихо, так что выспалась еще до полуночи. Первый раз в жизни, наверное, с радостью встретила 6 утра.

При первой попытке закрыть дверь, еще вечером, мы умудрились сломать ключ. Ничего такого: просто отпала плоская часть, за которую держатся, но без нее закрыть заедающий замок невозможно. Так что перед восхождением пришлось искать плоскогубцы в Козьмещике, что, на удивление, получилось легко и просто: почти у каждого второго сейчас есть в рюкзаке мультитул — теперь точно знаем, что это хороший подарок для туриста.

Так выглядит начало маршрута от Козьмещика до Говерлы в феврале.

Итак, в полвосьмого очутились-таки на маршруте. Было странно не видеть людей перед нами, возле нас, позади, ведь туристов в домиках обитала тьма. Получилось, что мы самые ранние пташки. Но лучше все-таки выходить чем раньше, потому что к вечеру погода в горах имеет тенденцию портиться.

Тут запечатлена панорама Карпат с подьема на Говерлу зимой.

Сначала дорога пролегает между смереками и, вроде как, по руслу речушки. Под ногами частенько мелькает лед, и приходится скользить и карабкаться. С каждым шагом перед нами открывалась все более впечатляющая панорама Карпат, вскоре отыскали на горизонте наш любимый Хомяк, куда уже однажды поднимались зимой.

Скоро вышли к информационному стенду, где маршрут поворачивает налево в густой лес.

Это фото сделано на полонине Гропа, когда мы совершали зимнее восхождение на Говерлу.

Через полчасика пришли к полонине Гропа, откуда уже виднелась Говерла. Казалось, что до нее идти еще полжизни. На этом участке важно не потеряться. Когда будет видно колыбу, то стоит поворачивать направо в елки, а не идти к ней. Нам помогла не потеряться "колея", оставленная людьми, протоптавшими ее ранее.

Этот песик на фото сопровождал нас все время, когда мы шли в зимний однодневный поход на Говерлу.

А еще нас вел за собой песик, который по непонятным мотивам шел на Говерлу. Причем он таки дошел на дрожащих от мороза лапках, а туристы его потом отогревали на руках, вроде даже снесли вниз в Козьмещик.

Такой обзор открывается после выхода из леса, если идти по желтому маршруту на Говерлу.

После резкого подъема лес заканчивается, и идти приходится по открытой местности. Я почему-то была уверена, что лес тут покрывает практически весь маршрут, до начала радиального восхождения. Но, как выяснилось — всего лишь полпути.

На фото зимний пейзаж возле Говерлы.

Мы переживали, что здесь, на голых просторах, будет дуть сильный ветер, как часто бывает в таких местах. Но нам повезло с погодой и, по большей части, ветра не было вовсе.

На данном фото хорошо видно, как тучи затягивают Говерлу во время нашего зимнего восхождения на гору.

В какой-то момент начал четко виднеться весь подъем аж до вершины. Такое продолжалось недолго — из-за горы надвинулась большая белая туча и постепенно покрыла собою все вокруг: и Говерлу, и Петрос, и нас. Мы уже сильно сомневались, стоит ли идти дальше, потому что в тучах стремно, ничего не видно дальше двух метров.

На фото заметно, какая плохая видимость была в тучах, когда мы шли в наш зимний самостоятельный поход на Говерлу.

По каким-то неизвестным причинам, эта туча показалась нам достаточно милой. Тут же настигла нас компания парней. Они собирались непременно взобраться на вершину. Это дало позитивный настрой, так что все-таки пошли на риск.

На хребте нас встретил ветер. Он был не такой страшный, как иногда бывал на Черногоре летом, но из-за мороза пришлось принять крайние меры: я впервые завязала уши своей супершапки. В таком костюме ничего не страшно вообще, кроме зеркала :)

Чтобы зимний поход на Говерлу удался на славу, приходится одеваться потеплее, как на фото.

Дальше про маршрут рассказать как бы и нечего: идешь себе и восхищаешься всем вокруг. А здесь есть чем! Под ногами хрустят горизонтальные ледышки, вокруг пушистые снежные наросты на особо крупных валунах, на тонких столбиках вырастают огроменные горизонтальные сосульки, везде на горизонте тонны нетронутого белюсенького снега...

Зимой возле Говерлы намерзает много прикольных ледышек. Некоторые из них показаны на фото.

Зимой в горах мне все напоминает карту в какой-то игре. А тучи добавляют впечатления "тумана войны". Все такое нереальное и крутое!

На данном снимке видно гору Петрос в зимнее время, которую мы сфоткали во время восхождения на Говерлу.

На вершину мы таки добрались. Как раз в это время нас догнала куча походников, образовалась своеобразная горная тусовка. Было не то, что летом, когда на Говерлу залезают все, кому не лень, орут, пьют пиво и разбрасывают обертки. Ведь в зимнее время сюда доходят лишь адекватные туристы. Мне даже хотелось с ними общаться и делится радостью, что на меня как-то не похоже. Говерла открыла, наверное, мои лучшие качества.

Это фото на вершине Говерлы зимой, в феврале.

Вниз идти было проще: можно просто съезжать на ногах или на чем кому нравится. Когда добрались уже до леса, то воспользовались санками-подпопниками, что добавило скорости и адреналина.

В целом зимний поход на Говерлу получился совсем не самым сложным, который бывал у нас. Тут нам повезло по всем пунктам сразу: и с погодой, и с протоптанной тропой, и с домиком...

Прекравные виды можно посмотреть, когда идешь в зимний поход на Говерлу, как, например, на данном фото.

Но все равно нельзя сказать, что такой отдых подходит для всех. Мы прошли 15км (из которых половину вверх) по морозу. Всю дорогу подкреплялись бутербродами и конфетами с горячим чаем из термоса, но энергия уходила ощутимо. В Козьмещик пришли в 16 часов, немного в трансе от всех впечатлений, солидно измучились.

А это фото заснял какой-то милый парень, который тоже шел на Говерлу зимой по тому же желтому маршруту, что и мы.

Несомненно, зимние горы — это вау как красиво! Каждый шаг испытываешь эстетическое удовольствие. Но это ничуть не безопасно, поэтому мы в ближайшем времени не планируем повторять такие походы. Можно пойти куда-то пониже, где больше леса и меньше смертельных случаев. А Черногорский хребет оставим до летней поры.

Скачать карту маршрута в большом расширении

я
Больные люди.........
Мирослава Новікова
@я Сильное заявление! Главное, обоснованное :)
Роман
Круто!!! Молодцы. И отчет очень интересный и познавательный, как раз собираюсь впервые взойти на Говерлу, через две недели, думаю тоже с Козьмещика подыматься. Ваш отчет многое прояснил мне. Спасибо!!!
Мирослава Новікова
@Роман Спасибо за приятные слова :) Будьте осторожны! Хорошим вам впечатлений от Говерлы!