Лендинг
Экспресс
399$ | 10 дней

Впервые выше двух тысяч

Карпаты настолько впечатлили нас своими красотами, а жизнь в палатке так сильно пришлась нам по душе, что мы хотели поехать в горы как можно выше, и как можно быстрее. Не случайно нашей следующей целью стал самый высокий хребет Украинских Карпат - Черногорский. Мы так быстро прошли его, что можно даже сказать - пробежали, но запомнили каждый его кусочек, ведь он невероятно красив и восхитителен.

Обычно говорят, что прохождение Черногорского хребта - один из самых сложных походов по Карпатам. Нам так не показалось, возможно из-за чудесной погоды и сложности добирания до старта, которая затмила собой все нелегкости нашей горной прогулки.

Если Вы также хотите посетить самые высокие горы в Украине, то для начала придется добраться до Верховины в первой половине дня. К сожалению, там нет железнодорожных путей, зато курсирует автобус "Киев-Верховина". От Верховины нужно ехать на автобусе до Дземброни или Шибеного(эти села находятся на одной дороге, а автобус ездит туда, по нашим наблюдениям, только раз в сутки, в 12 дня).

Впервые выше двух тысяч. Фото 1

И от Дземброни, и от Шибеного есть промеченный маршрут. По сути, как идти - просто дело выбора. Из Дземброни тропка более пологая, автобус туда приезжает на час раньше - это плюсы. Зато, идя из Шибеного, можно заночевать на берегу чистого горного озера - Маричейка. Мы выбрали именно этот путь. Но стоит уточнить: ходят слухи, что сейчас требуется пропуск, если идти этим маршрутом, потому что он очень близко к границе. Пропуск получить не сложно - надо просто написать письмо на электронную почту пограничной службы.

В общем, как-то доберетесь. Главное пережить поездку в автобусе, который со стороны выглядит как транспортное средство, а на самом деле, он является ведром запчастей и плотно упакованных людей.

Впервые выше двух тысяч. Фото 2

Хоть из автобуса мы вышли еле живыми, но все равно не могли не заметить красот пейзажей и завораживающую неспешность местного бытия. Нас встретили коровки, горная речушка и запах хвойного леса.

Впервые выше двух тысяч. Фото 3

Так как за время в пути мы не на шутку проголодались, то невероятно обрадовались, найдя удобную беседку недалеко от места высадки. И моя мама, и мама Виталика думали в одном направлении и сложили нам с собой по полкилограмма куриных отбивных, которые, кстати сказать, я не ем. На фотке видно, как мой парень и Виталик с аппетитом наворачивают отбивные. Их почему-то после обеда меньше не стало.

Впервые выше двух тысяч. Фото 4

Пока друзья наслаждались трапезой, я решила поискать чего-нибудь в лесу :) Вот нашла сыроежку. Я еще не знала, что в Карпатах их миллионы, поэтому очень гордилась собой.

Впервые выше двух тысяч. Фото 5

После беседки еще долгое время мы шли по ровной дороге — ее в горах можно считать почти что трассой. Но не успели мы заскучать, как дорога стала невероятно резкой и грязной. Этот подъем - один из самых мучительных во всех Карпатах. Если сомневаетесь в себе, то лучше идти с Дземброни. Но мне было не очень тяжело, тем более что продолжалось наше шествие всего часика два.

Впервые выше двух тысяч. Фото 6

Первой заметной точкой на маршруте является полонина Веснярка. Здесь можно заночевать в колыбе, если оказаться в этих краях зимой. Тут есть вода, а также недалеко находится озеро Маричейка, куда мы и продолжили следовать.

Впервые выше двух тысяч. Фото 7

В конце полонины обнаружили шлагбаум, отделяющий ее от леса.

Впервые выше двух тысяч. Фото 8

Ближе к вечеру вышли к озеру Маричейка, и если бы нам хватило ума или опыта, то мы бы остались ночевать здесь. Но в самом деле мы просто сфотографировались и пошли дальше, начали подниматься на гору Поп Иван.

Впервые выше двух тысяч. Фото 9

Вода в озере холодная. Если кто-то желает искупаться, то скорее всего разочаруется. Хотя однажды мы видели, как какие-то пьяные мужики прыгают в озеро с разбегу. Но это было в другой раз, а тогда там было тихо и спокойно.

Впервые выше двух тысяч. Фото 10

Осенью в горах очень забавно и ярко. Особенно красивы отрытые участки, где растет черника и брусника. Они переплетаются и образуют цветной ковер. Посмотрите на фото, как это красиво!

Впервые выше двух тысяч. Фото 11

Но как только солнышко начало скрываться за горой, как прекрасное перестало нас так сильно трогать. Мы и представить не могли, как холодно на вершинах ночью. Почти летние вещи не грели, и это заставило нас быстренько расставлять палатку.

Впервые выше двух тысяч. Фото 12

По глупости своей мы взяли две палатки на троих. Но расставили только одну, потому что в кустах все равно не хватило бы места на две.

Заботливые парни отправили меня в палатку греться и намазывать бутерброды, а сами остались на улице варить кашу на горелке. Никогда не верьте, что горячее сырым не бывает! В тот раз мы узнали обратное. Я убедилась в этом, когда моя тарелка наполнилась горячей кукурузной массой, которая не везде еще успела промокнуть. Нельзя же было выгонять заботливых парней обратно на улицу, поэтому мы поужинали бутербродами и улеглись спать.

Впервые выше двух тысяч. Фото 13

Наутро погода переменилась в лучшую сторону, и мы двинули вперед к обсерватории, которая находится на горе Поп Иван. Сейчас ее уже отреставрировали и закрыли, а пару лет назад это были просто развалины, с гуляющим по ним ветром.

Впервые выше двух тысяч. Фото 14

В десяти минутах ходьбы до вершины расположились огромные камни. Из-за них рельеф выглядит каким-то нереальным, будто на другой планете.

Впервые выше двух тысяч. Фото 15

Здесь можно было бы отснять удачные кадры для фэнтези :)

Впервые выше двух тысяч. Фото 16

Выглядит ну о-о-очень эпично!

Впервые выше двух тысяч. Фото 17

Вблизи обсерватория смотрится не так грандиозно и больше напоминает руины. У нее довольно печальная история: ее построили в 1938 году, а в 1941 уже забросили из-за войны. В любом случае, довольно необычно смотрится такое большое здание на вершине горы в Карпатах.

Впервые выше двух тысяч. Фото 18

Во время нашего первого похода по Черногорскому хребту, второй этаж обсерватории был меньше всего похож на современное строение, а больше походил на античные развалины. Зато она служит хорошим укрытием для туристов, рискнувших подняться сюда зимой, ну и просто в плохую погоду. Продукты их жизнедеятельности, увы, также можно было наблюдать внутри здания.

Впервые выше двух тысяч. Фото 19

После спуска с Попа Ивана начинаются россыпи валунов. Как раз в этом районе на хребет выходит тропка, идущая из Дземброни. Это, кстати, еще один минус данного маршрута, так как придется вернуться на Поп Иван и уже потом спуститься на хребет. Мы же шли напрямую и никуда не возвращались.

Впервые выше двух тысяч. Фото 20

На знаковых точках в Карпатах можно встретить столбики с указателями. Наш первый такой столбик мы нашли на горе Дзеброня. Все сфотографировались в обязательном порядке и пошли дальше.

Впервые выше двух тысяч. Фото 21

Со связью на хребте не очень хорошо, особенно надеяться на нее не стоит в плохую погоду. В этот раз мы ориентировались не только на знаки, но и на показания GPS. В принципе, это довольно глупо, так как там почти негде потеряться.

Обратите внимание на фото: вот так НЕ стоит крепить палатку к рюкзаку! Мы повторяли данное крепление долгое время, но потом все-таки догадались, насколько это неправильно. Палатка таким образом находиться далеко от спины, и вес ее чувствуется вдвойне. Лучше упаковывать палатку прямо в рюкзак, как можно ближе к спине.

Впервые выше двух тысяч. Фото 22

Черногорский хребет, несомненно, одно из самых красивых мест на земле. Словами нельзя передать ощущение свободы, которое дарят эти необъятные просторы. Вам стоит обязательно сюда съездить! Только выбирайте дни с действительно хорошей погодой.

Впервые выше двух тысяч. Фото 23

На фоне огромных гор люди кажутся маленькими букашками. Все сразу приобретает какой-то новый философский смысл.

Впервые выше двух тысяч. Фото 24

Когда мы остановились передохнуть возле горы Менчул, мой парень куда-то пропал и обнаружился уже на вершине горы. Оттуда ему открылся вид на непонятное сооружение из камней. Оно похоже на недостроенные стены комнаты с небольшим тамбуром. Нам показалось любопытным, но мы не поняли что это может быть. Кто знает - напишите в комментарии!

Впервые выше двух тысяч. Фото 25

Как тщательно мы ни пытались отобрать фотки для статьи, а все же не смогли отказаться от прекрасных пейзажей. Как же это красиво-красиво-КРАСИВО!

Впервые выше двух тысяч. Фото 26

У нас в запасе было всего две ночевки, поэтому шли мы достаточно быстро, а вершины обходили траверсом. Если соберетесь идти на Черногорский хребет, то лучше пойдите на три ночи. Нам было довольно сложно держать темп. Хотя Виталику было просто, он даже пел песни, забегая на подъемы :) Но вершины все-равно лучше посетить, так как именно с них открываются самые впечатляющие виды (особенно обратите внимание на гору Гутин-Томнатик).

Впервые выше двух тысяч. Фото 27

На такой высоте очень быстро обгорает лицо и обветриваются губы - не забывайте крем и помаду. Вообще погода на таких высотах редко бывает нежной. Нам в тот раз очень с ней повезло. Вам того же желаем!

Впервые выше двух тысяч. Фото 28

На хребте почти нет воды, так что подумайте об этом заранее. По дороге вы встретите два прекрасных горных озера: Бербенескул и Несамовите (оно как раз запечатлено на фото ниже). Воду из них вроде можно пить, но лучше найти ручейки рядом с ними. Эти озера являются единственными хорошими ночевками между Попом Иваном и Говерлой. Правда проблема с дровами никуда не девается. Вооружайтесь газовой горелкой!

Впервые выше двух тысяч. Фото 29

В тот раз мы очень спешили и решили подойти еще чуть ближе к Говерле перед сном. Эта идея была не очень удачной. Мы спустились с хребта к безымянному озерцу (на спуск потратили около получаса). Тут мы умудрились расставить таки две палатки, чтобы было не так обидно осознавать их бесполезность. Виталик пытался разжечь костер, но ветки были слишком живыми и гореть не собирались, поэтому готовили все так же на горелке. В этот раз я уже не допустила заботливых парней к готовке, и мы даже поужинали вареной кашей.

Ночью опять было довольно прохладно, но вдвоем мы как-то согрелись. Только наутро мы осознали реальную температуру на улице, когда нашли кусочки льда на палатке, где спал один Виталик.

Впервые выше двух тысяч. Фото 30

Учитывая пронзительный холод, мы приняли решение позавтракать уже после возвращения на хребет. Быстро собрались и повалили напрямик вверх сквозь елки. Вот этого как раз делать и не следовало! Мы получили незабываемый опыт и настоятельно не рекомендуем никому пытаться идти напролом мимо тропки. Даже если кажется, что так будет быстрее, то помните, что быстрее так не будет в любом случае. Через час, поцарапанные и грязные мы все же вылезли на тропку. Вывод: лучше было заночевать возле Несамовытого.

Впервые выше двух тысяч. Фото 31

А вот и Говерла - самая высокая точка Украинских Карпат, но, пожалуй, самая неинтересная и грязная. Мы всегда забираем мусор с собой (вот даже видно пакет на фотке), но матрасники, поднимающиеся на Говерлу, не считают нужным убирать за собой. Очень грустно наблюдать, как люди бросают фантики и бутылки себе и нам под ноги.

Впервые выше двух тысяч. Фото 32

Поэтому на Говерле мы не задерживались, а сразу начали спускаться в сторону турбазы "Заросляк". Одну фотку все-таки сделали :)

Впервые выше двух тысяч. Фото 33

Спуск с Говерлы в Заросляк нам показался тяжелым. Тут мы встретили толпу туристов. Всем хочется подняться на самую высокую гору Украины. Но на самом деле Говерла не очень красива из-за количества людей и мусора. Мы бы советовали начинающим туристам пойти на Хомяк - намного интересней и приятней.

Впервые выше двух тысяч. Фото 34

Но если Вам необходимо именно на Говерлу, то езжайте в Заросляк. Оттуда есть даже три промеченных маршрута - не потеряетесь. Подняться и спуститься можно за день без ночевки.

Впервые выше двух тысяч. Фото 35

Из Заросляка на микроавтобусе мы добрались до Ворохты. Тут ждали поезд и обедали. При разогревании тушенки, на запах сбежались котики со всего района. Так как парни не захотели отдать свою еду, то пришлось купить для котиков кильку. Они не были против :)

Впервые выше двух тысяч. Фото 36

Если хотите увидеть очень красивые горы, то сходите на Черногорский хребет! Лучше всего это делать в августе-сентябре. И не забудьте покормить котиков!

Маршрут: с.Шибене - пол.Веснярка - оз.Маричейка - г.Поп Иван (Черногорский) - г.Дземброня - оз. Бребенескул - оз. Несамовите - г. Говерла - турбаза "Заросляк"
Километраж: 30.5км
Количество ночей: 2
Хорошие места для ночевок: оз.Маричейка, оз.Бребенескул, оз. Несамовите.
Вода на маршруте: с.Шибене(возле беседки), пол.Верснярка, ручеек возле оз. Маричейка, ручеек возле оз.Бребенескул, ручеек возле оз.Несамовите.

Карта для похода по Черногорскому хребту:

Черногорский хребет - Карта

Скачать карту в большом расширении

Андрей Бирев
О да, котики - это святое :-).
Мирослава Новікова
@Андрей Ну звичайно! =(^_^)= Їдем якось з нами - погодуєш) Їх в Ворохті завжди повно!
Андрей
Спасибо за классные рассказы о походах. Мне помогли Ваши соши советы в походе на Хомяк и Синяк, хотя вы не ответили на мои вопросы в Фейсбуке. Но все равно спасибо. Надеюсь помогут и в походе по Черногорскому хребту