Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг)

Оставив позади реки каньона, взяли курс на самую высокую точку этого района: гору Тахталыдаг. Ожидали увидеть что-то грандиозное, так как другое название горы — Олимп, а боги где-угодно жить не станут!

День 4. Гёйнюк яйла - Гедельме

Даже с утречка подъем от реки до Гёйнюк яйлы показался нам изнурительным из-за жары. Ликийская тропка здесь не слишком похожа на тропку, потому что каньон осыпается вместе с ней. Когда очутились возле входа в гранатовые сады, были уже полностью мокрые.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 1

Так как угодья огорожены, пришлось пробираться внутрь обычным для Турции, но странным для нас, способом: по деревянной лесенке поверх забора. Причем ограждение сделано не для защиты от туристов, которые идут по Ликийской тропе. Просто тут такие входы в порядке вещей.

Дорожка идет вдоль гранатовых деревьев, и мы с радостью съели бы несколько фруктов прямо с веток, вот только в мае у них не сезон. Деревья стояли в цвету, и мы с жадностью представляли во что превратятся красные цветочки в августе.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 2

Дойдя до домика, где мы вечером пили сок, захотелось угоститься прекрасным напитком еще раз. Вообще местечко здесь очень уютное и милое: веранда укрыта виноградными лозами, вокруг царит приятная прохлада, хозяин гостеприимный и дружелюбный. Даже немного пожалели, что не остались на ночь тут, ведь нам предложили бесплатный кемпинг, Wi-Fi, душ. Последними двумя пунктами воспользовались.

Ко всем радостям добавилась еще и вкусная домашняя еда. Мы заказали коровий сыр, а принесли нам еще в придачу помидорки, огурчики, перчики и прелестные вяленые маслины. Такой сытный перекус обошелся по 5 лир с человека.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 3

Хотелось остаться в домике подольше и созерцать живописные пейзажи, но в планах у нас было продвинуться за этот походный день хотя бы до поселка Гедельме. Поэтому, зарядив телефоны, продолжили путь по сельской дороге. После того, как маршрут свернул с дороги на тропку вверх, мы потеряли метки и решили идти наугад.

Довольно быстро наш "угад" вывел нас к маркировке. Выбрав направление от Гёйнюк яйлы, которое казалось правильным, двинулись дальше и через некоторое время пришли к чьим-то воротам. За воротами метки продолжались и уперлись в дом. Мы надеялись расспросить кого-то из жителей, куда нужно идти, но из собеседников нашли только коз — они не смогли дать внятного ответа на наши вопросы.

Поискав продолжение Ликийской тропы, обнаружили, что участок полностью обнесен забором с колючей проволокой. Пытались словить сигнал GPS, изучали карту и ходили в разведку, но это не дало результатов. Козы продолжали настойчиво блеять, что понемногу расшатывало наши нервы.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 4

И тут откуда ни возьмись появился мужик. Он не обращал на нас никакого внимания, хоть мы и сидели на его территории, а просто загонял коз. У него с большим трудом выпытали направление на Гедельме. Оказывается, мы шли по меткам в обратную сторону. Наверное, Ликийская тропа раньше проходила здесь, а сейчас немного переместилась в сторону, но это странно, ведь метки выглядели свеженарисованными.

Когда выбрали правильное направление, быстро вышли на маршрут. Попали к знаку в конце Гёйнюк яйлы — по сути, в нашу начальную точку. Блуждания нас сильно демотивировали, и поход в этот день продолжался в немного унылом настроении. Единственное, что радовало, так это Тахталыдаг на горизонте — видели нашу цель.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 5

Возле яйлы в лесу много хороших мест для ночевки, да и с водой никаких проблем. Но когда мы начали подумывать о стоянке, то были уже далеко оттуда, и ничего подходящего не встречалось. В конце концов вышли на трассу, которую как раз переползала черепашка. Думали, что до Гедельме осталось недалеко, но на самом деле шли еще часа полтора. Не было ничего интересного, и мы изрядно устали.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 6

Добрались до села в полутьме и уткнулись в желтый знак Ликийской тропы. Пока рассматривали его, к нам из отеля вышел турок. Он, к счастью, неплохо говорил по-русски. Турок предложил номер за 140 лир с двоих, но нам такой вариант, конечно, не подходил. Мы спросили у него, где находится кемпинг, и оказалось, что в Гедельме такого не имеется вообще.

К нашему удивлению, мужчина действительно хотел нам помочь и предложил разложиться у них на территории, даже разрешил разжечь костер (мы решили этого не делать и готовили на горелке). Разместились мы недалеко от мечети и могли слушать пение муэдзина — рассчитывали, что это заменит будильник.

В 100 метрах от нас был неплохой сельский магазинчик. В нем было все необходимое: от вермишели и до одноразовых бритв. Мы прикупили вкусняшек и возвратились к палаткам под ночное пение из мечети.

Самой знаковой покупкой в Турции стал перчик из этого магазина. Он был запакован в небольшую мягкую упаковку и выглядел вполне безобидным — маленьким и зеленым. Зато вкусовые его качества впечатляли - наша компания превратилась в четырех огнедышащих драконов. Определенное удовольствие мы от этого ощущали, поэтому перчик сопровождал нас весь последующий поход. Само собой, жара не была ему помехой.

День 5. Гедельме - подножье Тахталыдага

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 7

Поселок Гедельме славится такими достопримечательностями, как развалины крепости и 2500-летний платан. Они расположены как раз вдоль Ликийской тропы, и мы имели возможность полюбоваться ими, не тратя лишнего времени. Впечатлений от них не осталось почти никаких, так как ни старые деревья, ни старые камни нас особо не интересуют.

Крепость даже немного разочаровала — надеялись увидеть больше, чем пару полуразрушенных стен. Но это и не было целью нашего похода, поэтому не страшно.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 8

Маршрут в этой части проложен замечательно: сосновый лес скрывал нас от палящего солнца, а Тахталы на горизонте становился все больше и больше с каждым часом. Меток было много, и они давали нам возможность расслабиться и просто идти, наслаждаясь природой.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 9

Посреди леса увидели широченный платан, который ничем не уступал знаменитому дереву в Гедельме. Еще больше усомнились в точности измерений его возраста и уникальности. Нам показалось, что это просто красивая история для туристов.

Во время самого солнцепека добрались до яйлы Куздере. Деревня была безлюдной и тихой, как и все остальные, которые встречались нам в Турции. Вокруг цвели розы и олеандры, создавая живописные картины, как будто специально для нас.

Путь проложен через чей-то двор, где нам предложили чай. Немного дальше стояла застекленная карта, хоть с этой стороны немногие поднимаются на Тахталыдаг.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 10

Несмотря на отдаленность от цивилизации, яйла Куздере выглядела очень окультурено: везде дорога была выложена плиткой, кое-где лучше чем у нас в городе. После таких селений создается приятное впечатление о турецкой глубинке.

На окраине нашли лавочки и краник в тени. Место было волшебным, и сама судьба велела остановиться там на обед.

После еды нас ожидал довольно длительный подъем. Лес постепенно менялся, и мы поняли, что уже недалеко от Тахталыдага, когда между сосен начали проглядывать елки. Уже вечерело и становилось немного прохладно - от этого в Турции успели отвыкнуть.

Когда солнце начало равняться с горизонтом, нам захотелось побыстрее стать на ночевку. Мы уже поравнялись с ручейком, но идеально ровной площадки под палатки найти не могли, так как везде были острые камни.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 11

На плато поднялись поздним вечером и не поверили своим глазам — перед нами как будто открылась локация какой-то игры. Окруженное высокими каменными шипами на зеленой полянке находилось костровище. Создавалось впечатление, что его оставили здесь еще неандертальцы.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 12

Лес закончился несколько километров назад, но нам все равно удалось отыскать немало сухих дров. Костер получился настолько огромным, что расплавил ручку котелка. К слову, котелок этот прошел с нами все предыдущие походы, и никакого намека на изменение его агрегатного состояния раньше не наблюдалось.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 13

Вечерние посидушки были теплыми, и даже горячими, а вот ночь выдалась довольно-таки прохладной. Под утро я начала жалеть, что не взяла теплые штанишки.

День 6. Подъем на Тахталыдаг

Местечко нам настолько приглянулось, что захотелось заночевать на нем дважды. Поэтому решили устроить в этот день радиальный подъем на Тахталыдаг без рюкзаков.

Утром мы сложили самые важные вещи в поясную сумку, менее важные в рюкзаки, а самые неважные оставили просто в палатках. Рюкзаки спрятали в камнях и отправились на вершину.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 14

По дороге нашли пышные розовые цветы — такие высаживают у нас на клумбах.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 15

Через полчаса Ликийская тропа начала вести себя очень странно: разделилась на две части, одна из которых перекрасилась в красно-желтый цвет. Как оказалось, желтая ведет прямиком на Тахталы, но никаких объяснений не прилагалось. К такой дурацкой маркировке мы не привыкли.

Где-то на высоте 2000м начали попадаться лоскутки снега. В некоторых местах он даже покрывает тропку. Тут я убедилась, что кроссовки были необходимой вещью для похода по Ликийской тропе даже в конце мая.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 16

Со стороны Кемера на Тахталыдаг поднимается фуникулер. Мы могли видеть верхнюю его станцию на протяжении половины пути. Во время подъема нам казалось, что там пустынно, так как вокруг нас не было ни души.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 17

Но когда приблизились, стал слышен шум людей, которые бегали туда-сюда с палками для селфи. В четырехэтажном здании продавались напитки, еда, сувениры. Внутри имеется конференц-зал и комната для молитв.

Такой контраст с дикой природой был для нас неожиданным. Вокруг ходили наряженные женщины — они поднялись на гору за 55$. На их фоне мы выглядели немного бомжевато.

Про Тахталыдаг сложилось неоднозначное впечатление. С одной стороны, гора очень поражает пейзажами, а для нас это была еще и самая высокая точка, на какую мы когда-либо поднимались (2365м). Но с другой — бетонное здание и толпа людей были неуместными там и не вписывались в красоты гор.

Ликийская тропа. Часть 3 (Гедельме - Тахталыдаг): Фото 18

Несмотря на то, что мы шли не нагруженными, колени чувствовали крутой спуск и под конец начали побаливать. Еще одной неприятностью было солнце — оно оставило нам на память ожоги.

В лагерь мы вернулись измученные впечатлениями и жарой. Дружно вырубились в тени дерева и смотрели волшебные сны.

На ужин доедали почти последнюю порцию еды и мечтали о форелевой ферме, которая по рассказам ждала нас впереди в Улупинаре!

Маршрут: Гёйнюк яйла - Гедельме - яйла Кудзере - подножье Тахталыдага
Количество ночей: 2
Хорошие места для ночевок: в долине сразу за Гёйнюк яйлой, после Гедельме, сразу после яйлы Кудзере, плато перед Тахталыдагом
Вода на маршруте: в долине сразу за Гёйнюк яйлой, пару источников пересекают дорогу до Гедельме, река в Гедельме, яйла Кудзере, плато перед Тахталыдагом, начало подъема на Тахталыдаг

Георгий
Добрый. Полезный отчет) Сижу изучаю, готовясь к походу по приблизительно тому же маршрту. Интересует магазин в Гедельме чтобы докупиться и не тащить на себе. Сможем ли мы пополнить там запасы консерв, круп, колбасы и похожего походного провианта? Заранее спасибо
Мирослава Новікова
Здравствуйте, Георгий! Даже завидуем Вам немного — там так замечательно, хочется еще (но в этом году другие походные планы). Желаем Вам насладиться по полной! Магазин в Гедельме отличный по ассортименту: крупы, колбасы, сыр, овощи, даже хозяйственные вещи типа батареек и бритв... Насчет консервов не помню, но наверняка тоже есть. Хотя это не супермаркет, а обычный сельский магазинчик. Реально на маршруте можно докупиться в: Гедельме, Чирали, Адрасане, Караозе. То есть, главное до Гедельме дойти на своем корме. Спасибо за позитивный коммент :)
Светлана
Здравствуйте Андрей и Мирослава! Вновь беспокою Вас вопросами о Ликийской тропе. Посоветуйте, пожалуйста, что из теплых вещей нужно взять с собой в поход. Маршрут пролегает через гору Тахталы Даг, с соответствующей ночевкой у подножия. Говорят, температура воздуха там опускается до 0 градусов. А как было у вас и что из снаряжения вы брали, а что, по прошествии времени, обязательно взяли бы? Спасибо большое за любую информацию.
Мирослава Новікова
Рады вновь Вас видеть здесь, Светлана :) Мы из теплых вещей брали только флисовые кофты. У подножья было более прохладно, даже чуточку замерзла ночью в коленки. Но это действительно было чуточку только. Ничего не брали бы, кроме кофты и легенькой курточки на тропу в мае. Там точно было не ниже 10 градусов. Думаю, что в палатке и в спальнике нереально там замерзнуть (у всех, конечно, разный организм). Мы всегда руководствуемся правилом: чем меньше веса, тем приятнее поход. Поэтому стараемся минимизировать любое снаряжение. В Турции и так были тяжеловаты рюкзаки (12 кг), так что дополнительная одежда точно была бы лишней.
Светлана
В том то и дело, что мы идем без спальника, только с палаткой. Поэтому придется утепляться при помощи одежды, но не хочется сильно забивать рюкзаки. Я так понимаю, что спальник вы все-таки брали? И еще вопрос, правда про первый день похода. «Пришла в голову идея поискать местечко в отвороте на Хисарчандыр. За метров 300 от родничка оказалось отличное место под палатку и даже костровище. Тут мы и сделали остановку.» Объясните поподробнее про это место. Большое спасибо.
Мирослава Новікова
Ну, если без спальника, то может и стоит взять еще нормальные штаны, а не лосинки, как были у меня. Спальник у нас был летний — не очень теплый, просто без него мне не уютно. Я бы не ехала без спальника. Даже возле костра сидела и в него куталась. Там не прям так холодно, чтобы не пережить без спальника, но с ним точно будет более комфортно. Я бы не сказала, что ночами в Турции жарко в конце весны. А про Хисарчандыр: При заходе в каньон расположено озерцо (на фото видно еще и знак на раздорожье), немного за ним есть отворот направо. Там вдоль реки можно пройти немного и найти места под палатки. А вот по левую руку, в сторону Гёйнюка вообще негде разложиться. При входе Вам предложат разложиться на поляне за деньги — можно и так, но смысла не вижу.