Лендинг
650$ | 21 день
Экспресс
399$ | 10 дней

Закарпатский туристический путь. Часть 2 (Черемха — г. Острый Верх)

Продолжая изучать самые дикие места в Украинских Карпатах, передвигались вдоль границы с Польшей. Эпичным было все: и малюсенькие отдаленные села с колоритными жителями, и дикие звери, и стратегические объекты. Действительно много нового узнали именно на данном отрезке пути. Конечно, ценой обдертых ног, но оно того стоило.

День 4. Черемха — Верховина Быстра

После ночевки на разнообразных горбах и ямах, нас ждал очень резкий подъем на Черемху. Первое время тропа была нормальной и заметной. Но в какой-то момент углядели метку немного в стороне от тропы и решили идти в ее сторону. Ни в каком другом случае по таким зарослям не продирались бы, но тут слишком близко к границе с Польшей, и нам не улыбалось случайно попасть в другую страну.

Закарпатский туристический путь. Табличка с маркировкой на Черемхе.

Поэтому мы усердно лезли через «завалЭну» дорогу, перебираясь через упавшие деревья и собирая штанами все иголки сухой ежевики. Метки были отличными, что добавляло уверенности в наших странных действиях. Тем более сильным оказалось наше возмущение, когда маркировка вывела на ту же нормальную дорогу рядом.

Совсем скоро взобрались таки на Черемху. При выходе из леса в этом месте требуется повернуть налево и двигаться туда до столкновения с указателем. На столбике увидели стрелку в сторону военного кладбища — это не по маршруту, но идти всего 100 метров, поэтому можно глянуть. Интересного в нем мало: мы нашли какой-то крест и, особо не рассматривая, вернулись.

Черемха. Закарпатский туристический путь.

Куда больше впечатляют здесь кусты черники, которые высотой достигают почти пояса. Ими покрыто все, даже между проезженными колеями красуются огромные кусты. В начале лета стоит гул от шмелей. Они пьют сладкий нектар с таким рвением, что я даже рискнула попробовать цветок на вкус — сладко, ароматно, неожиданно! Ближе к осени сюда наверняка наезжают всякие собиратели, вроде цыгана Славка, с которым познакомились в первый день.

На спуске с поляны обнаружили табличку «Государственная граница. Проход воспрещен». Мы почему-то были готовы встретится тут с пограничниками, но их не было, как и места, где они могли бы коротать время.

Пограничная табличка на Черемхе.

Так мы начали отдаляться от границы и приближаться к селу Лубня. С метками тут проблем не возникало, но смотреть надо тщательно, потому что они не густо нарисованы.

На полпути нашли домик. Он очень крутой: состоит из двух комнат, есть каменная печь, дыры залиты пенкой. Этот сруб — отличное место для зимней ночевки. Жаль, что нам, из Черновцов, сюда никак не по пути.

Домик лесников неподалеку от Черемхи. Закарпатский туристический путь.

Чтобы отыскать родник возле этого домика, нужно спуститься метров 100 по красному маршруту до развилки и уйти в травы налево (когда мы проходили, там висел самопальный знак). От развилки до родника не так близко, мы засомневались в его наличии пока шли. Да и родник тут такой себе, только набрать бутылочку воды.

До Лубни дошли благополучно. В самом селе метки быстро потерялись. Мы походили туда-сюда, чем привлекли внимание местных мужчин, которые тусовались возле хаты. Узнав, что мы не в курсе, куда идти, один из них вызвался провести нас, но попросил подождать пару минут.

Прогулка с егерем из Лубни.

Через 10 минут заметили, как к нам приближается человек в форме и с ружьем. В следствии разговора выяснили, что мужчина работает егерем и как раз шел в ту же сторону по своим егерским делам. Нам показалось, что он больше желал пообщаться, потому что сопровождал нас полдня и рассказывал всякие истории из жизни. Было весело в его компании.

Он даже бывал в Черновцах, раскрыл нам тайну грибных мест, пытался научить смотреть в оптический прицел (мы вообще неспособные в этом плане)... В общем, получили много удовольствия от встречи с егерем из Лубни. Вот только про маршрут нечего сказать — егерь повел нас короткой, только ему известной, дорогой. А про маршрут поведал, что там почти нереально пройти, все заросло, никто там не ходит уже.

Андрюша пытается увидеть что-то в оптический прицел.

Под вечер попали в следующее село, Верховину-Быстру. Там закупились в магазинчике. Вычислили, что достать в селе полукилограммовую вермишель — непосильная задача. Вместо нее продавщица предложила лапшу для супа (мелкие колечки и звездочки), что было замечательной заменой.

Летние виды в Верховине-Быстрой.

Из села выбрались без заминок, но маркировка не то, чтобы хорошая, просто дорога тут одна. Пересекли ручей, где набрали воду и разбили палатку чуть выше него, под уютным деревцем с меткой.

День 5. Верховина Быстра — Ужоцкий перевал

С утра, пока Андрюша ходил за водой, ко мне пришел старый дедок и начал недоверчиво расспрашивать то, да се, будто я террорист какой-то. Несмотря на все мои попытки мило отвечать на вопросы и дружелюбно улыбаться, дедок не проникся доверием, из-за чего отошел пару метров, сел на горбе и стал пристально за нами следить.

Ночевка возле села Верховина-Быстра. Закарпатский туристический путь.

Когда сели уже завтракать, наш «сосед», видимо, успокоился, присел поближе и рассказал про всю свою жизнь, и жизнь Верховины-Быстрой от Горбачева и до наших дней. Краткое содержание: Горбачев хоть русский, но все равно хороший — построил колхозы, все остальное время в селе было плохо, потом пришла Украина и стало хорошо — дед купил себе «гумаки» и ходит повсюду без проблем.

Нам нравится общаться со всякими дедками в путешествиях. Это хоть непонятно, но очень колоритно получается.

В хорошем настроении с энтузиазмом пошли до развилки. Из двух вариантов, конечно, выбрали не тот. Здесь необходимо повернуть налево и подняться к лесу. Маркировка отсутствует.

Панорамы возле Верховины-Быстрой.

Мы же пошли прямо и передвигались параллельно верной дороге, но чуть ниже. Тут было очень мокро. После перехода десятка ручьев, решили таки найти GPS-координаты и скорректировали траекторию. На правильной тропке сразу нашли маркер, но не нашли саму тропку — все заросло травами и кустиками. В общем, идти нужно примерно на вышку — она по левую руку, ее хорошо видно. Маршрут к ней подходит очень близко.

На заборе огорода возле этой самой вышки есть метка. Отсюда пролегает проселочная дорога и выводит прямо к Щербину, где есть тоннель под ж/д путями. В тоннель заворачивать не нужно.

Тут встретился нам мужчина 50 лет. Как и все, кого встречаем по дороге, он решил поведать нам какую-то историю из жизни. Оказывается, в этих краях водится много косуль, к которым охотники, естественно, не равнодушны. А сам мужчина осуждает такое истребление оленей. Его сын наткнулся как-то в лесу на малютку-косулю, мать которой застрелили. И вот они всей семьей ее выходили, и она спит с ними на диване. Довольно мило звучит.

Железнодорожний мост возле Щербина. Закарпатский туристический путь.

Дальше нас ожидала самая странная в плохом смысле часть маршрута. Дело в том, что он проходит по всяких стратегическим объектам: мостам, тоннелям. И повсюду расставлены таблички «Проход воспрещен». Дорожки, как таковой, почти не видно, то есть туристы явно не часто захаживают сюда. И вот пришлось идти по малине, под взором военных с автоматами. Чувствовали себя немного мишенями в тире, но, конечно, военные нам вообще ничего плохого не сделали.

Тоннель возле маршрута.

Меток тут нет. Двигаться надо там, где проходит основная дорога (лучше всего иметь трек). Потеряться умудрились всего в одном месте: после первого прохождения под мостом, дорога сворачивает к речке. Но переходить реку нужно не в этой точке, а чуть выше по течению, на втором повороте.

После последнего тоннеля еще долго шли вдоль ж/д путей. В конце концов попали к беседкам и смотровой площадке. Погода становилась все подозрительнее — за нами гналась гроза, из-за чего мы сильно ускорили шаг. По асфальтной дороге вскоре вышли на Ужоцкий перевал.

Дорога на Ужоцкий перевал.

Ужоцкий перевал чрезвычайно близок к границе с Польшей. На нем размещен КПП. Мужчина в форме вышел к нам и попросил показать документы. Это был единственный раз на всем маршруте, когда пограничник заинтересовался нашими паспортами.

После поворота от перевала, в 10 минутах ходьбы, есть родник. Тут обязательно нужно набрать воды. Долгое время на пути не встречается вода, и для пополнения запасов приходится отходить и искать.

Мы на Ужоцком перевале.

От родника в этот день мы прошли немного, может часик. Там была неплохая полянка для ночевки, но без воды. На месте стоянки аппетитно пахло чесноком. Жаль, что мы не в курсе трав, поэтому не рискнули попробовать. Кто знает, что это могло быть, и съедобно ли оно, подскажите в комментариях.

День 6. Ужоцкий перевал — г. Острый верх

Утро началось со встречи с оленем. Мы всего чуть-чуть отошли, вышли на очередную полянку, и увидали бежевую попу, а потом и рога. Олень сначала не заметил нас и не обращал внимания, пожирая сочную зеленую травку. Успели его запечатлеть на фотках. Он быстро учуял неладное и стрелой умчался в леса.

Козуля в карпатском лесу.

На этом отрезке еще очень дико, никто не ходит по оленьим тропкам. Звери абсолютно не пуганные, так что шанс встречи с ними велик.

В том, что сюда нечасто захаживают люди, нас убедил малюсенький хребетик. Он был заваленный деревьями и укрыт кустами. Пришлось опять перелезать через все это и драть ноги.

Спуск с этого хребта выдался совсем уж неожиданным. Если бы не четкие метки, то приняли бы его за обрыв. Повезло, что не застали тут продолжительных дождей, иначе съезжали бы отсюда прямо на задницах.

Дорога над селом Карпатское. Тут недалеко берет свое начало река Уж.

Были рады спуститься на ровные полонины. Видели несколько самодельных указателей на реку Уж. В ней можно набрать воды, но нам не требовалось, поэтому лично не проверили, как река.

На полонинах пасут коровок. В их компании подходили все ближе к хребту. К сожалению, у нас на карте он никак не подписан (это тот, где гора Пикуй).

Как только взобрались наверх, нас догнала компания на джипах. Именно здесь заканчиваются дичайшие закарпатские края, и начинаются более попсовые местечки. Этот хребет, например, расчерчен несколькими дорогами. Он пользуется спросом у мотоциклистов, квадроциклистов и пеших туристов.

Начало безымянного, но очень красивого, хребта. Каменные глыбы.

Дальше пошли нереальнейшие скалистые глыбы, широченные панорамы близлежащих сел, заросли черники. Природа действительно впечатляющая! Особенно удивительно, что про этот хребет мы не знали, а он ТАКОЙ! Всем советуем обязательно побывать тут.

Панорама с хребта на ближайшие села.

Неудобно, конечно, что воды на маршруте нет. Сбрасывать высоту надо таки внушительно. Посреди дня все бутылки опустошились и, хочешь-не хочешь, пришлось идти вниз. Родник нашли под Старостиной. Его видно даже с самой горы (по рельефу и особой траве). Андрюша сбегал туда за минут 15-20.

Величество Украинских Карпат. Закарпатский туристический путь.

Горы продолжали впечатлять своею красотой. Тропка пролегает через каменные выступы, а рядом — обрывы. Шли в темпе, потому что со всех сторон нас обступали тучи. На горизонте виднелся дождь и молнии то тут, то там. Каким-то неведомым образом, непогода обошла нас стороной. Кажется, дождя не было только на тех нескольких квадратных метрах, где шли мы.

Хребет купается в солнечных лучах.

Вечерком обнаружили себя под горою Острый Верх. Внизу течет две речушки и есть неплохое место под палатку. Также вся долина была усеяна крупными желтыми цветами. Называются они «купальница». Выглядело все слишком живописно, даже нереально. Остались восхищаться и готовить себе ужин.

Место нашей ночевки у горы Острый Верх.

С нетерпением ждали знакомства с такими знаковыми туристическими точками, как Пикуй, Воловец, Боржава. Раньше нигде здесь не бывали, потому что из Черновцов добраться сложновато. Но среди львовских путешественников места пользуются спросом. Так что нужно было восполнить пробелы. С такими мыслями и уснули.

Юра
При подъеме на Черемху таки есть нюанс. В средней части подъема тропа раздваивается: правая часть с метками но плохоходибельна. А левая- без меток, но куда как удобней и натоптанней. Именно по левой ветке тропы все местные и лазят на гору за ягодой и т д. Причем, известный ГПС-трек таки ведет по левой, более удобной части тропы. Несмотря на то что там кусок этой тропы БЕЗ визуальных меток на деревьях. При этом, выше эти 2 тропки все равно соединяются.
Мирослава Новікова
@Юра, мы так и подозревали)) То есть, поняли все это, когда уже вышли на соединение двух троп. Да, трек явно не лишний!