Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава)

За первую неделю успели пройти самые дичайшие места, а впереди ждали нас уже такие попсовые точки, как Пикуй, Воловец, Боржава. Кстати, несмотря на свою популярность, все они впечатляющие и крутые.

День 7. г. Острый Верх — Беласовица

После ночевки двинулись по хребту вперед. Как только прошли чуть далее горы Острый Верх, я оглянулся посмотреть на гору, а увидел пересекающую дорогу косулю. Это было неожиданно, потому что здесь околачивается изрядное число походников.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 1

Тропка продолжала радовать обрывами и глыбами. Тут стоит снимать эпичные фильмы, а не ездить на квадроциклах. Жаль, что из-за нашей грандиозной цели, мы не могли останавливаться надолго, поэтому просто пробегали мимо всех красот и фоткали на ходу. Мы будто посмотрели анонс, и в будущем обязательно вернемся на полноценный просмотр :)

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 2

Вскоре подобрались к горе Пикуй. На вершине толпились люди, от чего уже успели отвыкнуть за неделю на Закарпатье. Ощущение похожее на посещение Говерлы — вспышки, крики и напыщенная речь «патриотов». Непонятно, по каким причинам подъем на гору и фотка с флагом считается у нас величайшим проявлением патриотизма. Может мы чего-то не понимаем, но выглядит это тупо.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 3

Погода всеми способами намекала на дождь. Приняли последовательное решение быстренько спускаться в сторону села. Однако быстренько не получилось, потому что тропка в альпийке была, как всегда, на одного человека, а перед нами плелась вереница туристов-матрасников. Спуск тут, к слову, жестковат и сравним даже со спуском с Петроса в сторону Говерлы.

С Пикуя в Беласовицу есть на выбор три маршрута: желтый, зеленый и наш красный. Большинство ходит по зеленому — он самый адекватный. Красная ветка длиннее, и смысла идти по ней мы не увидели. Тем более, что дорога в некоторых местах отвратительная — где заросла, где пролегает на глубине двух метров.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 4

Если рискнете двигаться по Закарпатскому туристическому пути здесь, то надо будет при выходе из леса сверяться с GPS-треком, потому что поворот на спуск в Беласовицу тут как-то завуалирован. Мы на него не попали и продирались через чьи-то огороды.

Маршрут проходит мимо магазина, что удобно. Тут можно, в принципе, купить все необходимое. Метки выведут к неординарному мосту из половинки огроменной трубы.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 5

После пересечения моста, начинается самый непонятный участок пути. Хоть в это сложно верится, но здесь требуется идти просто вверх: без тропки, без меток, без любых опознавательных знаков. Тут есть какая-то дорога, но она не по маршруту. Просто вверх! Если бы не трек, мы бы, наверное, еще день ходили кругами и искали дорогу.

На вершине этого горба нашли метку на столбе. Дальше было уже более-менее понятно, появилась дорога. Она ведет на Водораздельный хребет, что нам и нужно было. Перед подъемом наткнулись на небольшую речку и стали на ночь.

День 8. Дневка в Беласовице

Дневку планировали себе сделать на следующий день, но, внимательно изучив карту, поняли: там просто негде. Слишком близко там к населенным пунктам и нет нормальной реки. А мы собирались постирать все свои вещи и помыться. Так что остались рядом с Беласовицей.

И тут было не самое сказочное место. Тоже близко к людям. А из «нашей» реки, кроме нас, пили еще и коровки. Но мы с успехом отдохнули и привели в порядок себя и вещи.

День 9. Беласовица — Воловец

После дневочки стало веселее, и мы бодренько поднялись на хребет и за какой-то часик вышли к дому. Дом полноценный, теплый, надежный. В нем никого не обнаружили. Скорее всего, тут иногда ночуют лесорубы.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 6

Дорога была ничем не примечательна, пока не превратилась в массу вязкого болота глубиной в полметра. Никогда не встречали в горах такой вот вязкой грязи, которая буквально засасывает. Мы двигались по «обочине», но там росли деревца и проходимость не радовала. Я умудрился оступиться и провалиться практически по колено в это нечто. Если бы не палка, с которой я шел, то вероятно утопил бы тут кроссовок.

К счастью, мокрый участок был непродолжительным. Дальше пошла нормальная дорога, которая привела к мемориалу. На карте он подписан так: «На честь перехода венгерских племен через Карпаты». Сам он не подписан, и мы не разобрались, чем этот самый переход такой важный, но памятник обустроен круто: подсветка, камеры, венки.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 7

Рядом даже сооружены беседки, где мы пообедали. А потом маршрут пересекается с асфальтной дорогой. И здесь тоже какой-то мемориал, но уже украинский. По асфальту идти не нужно. Здесь маршрут пересекает дорогу и продолжает идти по хребту. Но мы чуть затупили, поэтому на хребет поднимались радиально спустя полкилометра.

Очень редкая маркировка вела нас по хребту полдня. Села близко, иногда прямо над головой ЛЭП-ы — в общем, хочется пройти побыстрее. Но максимальную скорость мы развили, когда нас начала преследовать гроза. Она надвигалась со всех сторон, потемнело, и ощущение было зловещее. Старались мчаться к Воловцу изо всех ног.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 8

На подходе к поселку размещена газоперекачивающая станция. Объект огорожен, но проходу никто не препятствует. Метки есть на территории станции. Так как туристы тут обычно не ходят, то мы наверняка странно выглядели в глазах мужчин, которые таращились на нас.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 9

Дальше по пути нас ждал серпантин. Так обидно было, потому что старались быстренько убежать от грозы, а отдалялись от стихии минимально. Зато тут нас обогнала машина «Новой Почты». Она как раз везла нам из дому бивачий мешок. В июне температура ниже, чем мы рассчитывали, поэтому попросили выслать нам «подкрепление» из Черновцов.

К удивлению, в Воловец попали сухенькими, а страшные тучи решили пойти в другую сторону. Офис «Новой Почты» искали долго и нудно. Он размещен не по адресу, указанном на сайте. Нашли недалеко от вокзала. Наш бивачек как раз доставали из машины.

От Воловца начинается подъем на Боржаву. Маршрут популярный и отлично промеченный. Мы прошли от поселка не более получаса и очутились на полянке с пятью эпичными соснами. За день протопали километров 25 и очень устали, поэтому сразу скинули рюкзаки и поняли, что дальше продвигаться не будем.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 10

Какой-то местный мужчина рубил себе палки. Он посоветовал родник с минеральной водой. По его словам вода там течет «яйцева». По сути, источник насыщен сероводородом и воняет тухлыми яйцами. Это ужасно! Мы довольствовались остатками простой воды, а с утра решили не завтракать тут, а пройти дальше и поискать обычную воду.

Забегая вперед, хочется сказать, что бутылки от «яйцевой воды» воняли все последующие дни. Так что лучше избежать даже ее прикосновения к таре, если вам не по душе этот аромат.

День 10. Боржава

День начался с поисков воды, то есть прошли метров 200 по маршруту и нашли реку. Она течет по правую руку от тропы. Вода в ней была совершенно нормальной — по такой уже успели соскучиться. Разложили карематы и по-быстрому приготовили себе пюрешку и чаек.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 11

Подъем показался нам очень классным, не то из-за радости от чистой водички, не то из-за лиственных деревьев, отбрасывающих плотную тень. А на выходе из леса встретилось нам прикольное деревце: полое и достаточно широкое, чтобы там мог уместиться человек.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 12

Очень быстро вышли к кресту, который хорошо заметен из Воловца. Странно даже, что так быстро набрали высоту — Воловец отсюда выглядит крошечным, а прошли всего часа полтора от него.

Спустя еще полчасика стояли уже на горе Темнатик. Это начало хребта Боржава. С Темнатика виднеется метеостанция, построенная на горе Плай. На нее и держали путь. Метеостанция смотрится забавно — огромные антенны добавляют грандиозности.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 13

Пройдя Плай, почувствовали холодные порывы ветра. По всему хребту встречаются такие суровые куски, где почти сносит с ног (возможно, не всегда так, но день был погожим и солнечным у нас). Особенно суровым оказался подъем на гору Великий Верх, на который взбирались раза в три медленнее обычного. Тут действительно сдувало.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 14

После вершины ветер немного поутих, и идти стало куда приятнее. Наш маршрут вскоре отвернул налево, а направо отходит синяя маркировка на гору Стой. К слову, маркировка тут необычная: меток нет, зато повсюду вкопаны столбы с указателями (после горы Магура-Жиде пропадают и столбы). Они так часто встречаются, что от каждого видно следующий. Мы предположили, что это может быть зимний маршрут.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 15

Тут, как и на хребте с Пикуем, активно ездят мотоциклисты и квадроциклисты. По выезженной дороге ненапряжно передвигались через вершины. Перепады высот незначительные — идти легко.

Хребет отличается большой шириной, из-за чего выглядит необъятным. Склоны покрыты черникой, деревьев нет. Все очень круто! Правда, источников воды мало, и все они находятся не рядом с тропой. На треке была точка с источником невдалеке от горы Граб. Пройдя туда, обнаружили хороший родник и место под одну палатку, что нам и было нужно.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 16

Мы рискнули не брать с собою газовую горелку, поэтому дрова были нам необходимы. Здесь много высохших черничных кустиков, которые мы наломали для нашей щепочницы. Также я нашел огрызок палки, толщиною в палец и длиною сантиметров 30 — всего этого с избытком хватило для приготовления ужина.

Закарпатский туристический путь. Часть 3 (г. Острый Верх — Боржава) Фото 17

Ночью на Боржаве никого, кроме нас двоих, не было. Ощущения сказочные — за гору садилось красное солнце, а вокруг зеленели черничные листики, и все это принадлежало лишь нам.

За 10 дней особо не устали, поэтому были полны сил и желания двигаться дальше! Особенно вдохновляло Межгорье чуть далее по карте, в котором хотели полакомиться в кафе чем-то, что не гречка и не вермишель.

Андрей Бирев
Как много в Украине мест, где так красиво. Вах, какой горы!
Мирослава Новікова
Бачу в когось уже грузинский настрій :) І це правда — в Україні купа всяких красивостей!