Закарпатский туристический путь. Часть 1 (Великий Березный — Загорб)

Уже долгое время мы ходим в походы по Карпатам, и постоянно нам бросала вызов длинная красная полоса на карте — Закарпатский туристический путь (Закарпатський туристичний шлях). Этот маршрут тянется сквозь всю Закарпатскую область: вдоль границы со Словакией, Польшей, и с двумя областями Украины (Львовской и Ивано-Франковской).

Указатели на Закарпатском туристическом пути.

До 2014 года Закарпатский туристический путь начинался в пгт. Великий Березный и заканчивался Говерлой. Потом же его продлили еще по Черногорскому хребту и Мармаросам. Мы знали только про вариант двухлетней давности, поэтому изначально запланировали пройти именно его.

Раньше никогда не ходили в столь длительные походы, и это был первый наш такой опыт. Маршрут оказался не очень сложным в летнее время, но очень познавательным, любопытным и классным! Многие могли бы пройти его, раз его получилось преодолеть двум таким лежням, как мы. Но эта тропа вообще не пользуется популярностью, то ли из-за длины, то ли из-за неэкзотичности местности.

Мы на Закарпатском туристическом пути. Гора Гимба, Боржава.

А нам показалось, что Закарпатский путь может быть настолько же интересным, как Ликийская тропа, для тех, кто в Карпатах еще не был и с бытом местных сел не знаком. Даже мы вынесли для себя много нового! Советуем походникам пройти проверку на прочность и повторить наш «подвиг»!

День 1. Великий Березный — Дубовый гай

До стартовой точки, Великого Березного, нужно добираться автобусом из Ужгорода. Он отправляется с автостанции №2 (ул. Фединця 61), из центра города. До Ужгорода ходит много поездов — можно доехать из любой точки Украины, в крайнем случае с пересадкой во Львове. Мы так и сделали.

В Ужгород попали в 7 утра. Город был нам уже хорошо знаком после Work&Travel тура в апреле. Сразу пошли на поиски чего-то съестного, что в воскресение рано утром непростая задача. В конце концов, нашли открытую кафешку на улице Корзо. Она была такая милая, будто для котенков! Нам очень подошел этот вариант — уселись за крохотные красные столики, обложили себя нашими рюкзаками и умяли огромные крендельки с белюсеньких тарелочек.

Кафе в Ужгороде.

После такой няшности на завтрак, настроение наше поднялось значительно, и мы с удовольствием помчались к автобусу. К удивлению, на автостанции все очень четко — купили билеты, заплатили за багаж, дождались автобуса и уехали. Транспорт курсирует тут очень приличный, а мы почему-то ожидали увидеть полуразваленный ПАЗик. Автобусы в том направлении ходят часто и на протяжении всего дня, так что удобно.

Спустя какой-то часик уже находились в Великом Березном, как раз в полдень. Мы не разобрались, где начинается маршрут, поэтому вышли не там. Водитель услышал, что мы направляемся в сторону Яворника и отправил нас через мост (там вышли и все пассажиры). Почему-то все местные туда ходят именно так: через цыганский табор и не по маркировке. На самом деле маркировка начинается в центре Великого Березного, возле авто и ж/д вокзалов.

Цыганский табор в Великом Березном. Начало Закарпатского туристического пути.

На Закарпатье цыгане — явление обычное. Они живут рядом со всеми остальными и не вызывают никаких особых эмоций. Для нас же пройтись цыганским районом было в новинку: бегают грязные босые дети, везде на заборах висит стиранное (или просто мокрое) белье, лают непривязанные собаки. Нам было неуютно, особенно из-за последних.

В какой-то момент к нам подошел цыган Славко, который рассказал нам много всего, но поняли мы только советы по направлению движения к Яворнику (впоследствии все сошлось) и узнали, что чернику можно сдать по 2 доллара за литр.

Закарпатский туристический путь. Начало за цыганским табором.

Табор закончился, а асфальтированная дорога продолжалась дальше, вдоль леса. Идти было ужасно жарко, вспомнился велотур по Крыму и Турция. Переживали, как с такой температурой пройдем все 300 км, но это оказался не то самый знойный день, не то самый знойный участок.

Поворот на Яворник и Дубовый Гай.

Наши мучения прекратились только после заворота в лес и выхода на реальный маршрут. Это случилось возле часовни и первого столбика со стрелочками. Пройдя несколько минут по лесу, наткнулись на красную метку — красная маркировка соединилась с нашей желтой, но откуда она пришла, мы, если честно, так и не поняли (может какая-то незаметная тропка пришла слева). До самого Яворника шли по отличной маркировке.

По дороге встретили работников лесничества, которые вчетвером красили один столбик. Как бы странно не звучало, но подъем на Яворник пользуется некой популярностью: пересеклись с парой туристов, а на вершине нашли турприют, который отстраивается силами «Карпатських стежок».

Приют Яворник. Возле Великого Березного.

Мы предположили, что возле приюта должна быть вода, из-за чего пристали с расспросами к сторожу. Он был не от мира сего, не знал, что происходит в 2-х метрах от него, зато был очень добрым и отзывчивым — подарил бутылку минералки. С этим мы и ушли.

Выяснилось, что из всех туристов, которые взбираются на Яворник, ни у кого не возникает желания спуститься потом в Дубовый гай (следующая знаковая точка маршрута). Как следствие, дорога теряется практически сразу после отхода от домика.

Закарпатский туристический путь — заросли черники.

Мы покрутились там с компасом и картой, побегали во все стороны, и решили идти по самому невероятному направлению, где хотя бы было проезжено. Так попали к еще одному сторожу. Он намного лучше разбирался на местности и поведал, что дорога в последнее время «завалЭна», и послал в лес. Тут же есть и источник, где можно попить воды.

Лес выглядел так, будто мужчина нас просто послал: продирались сквозь заросли ежевики и крапивы, и казалось, что за последний год тут не пробегал даже заяц. Но, к чести сторожа, через минут 5 увидели метки на деревьях, которые четко указывали путь, а вот тропка так и не появилась. Кажется, что здесь не ходит вообще никто уже долгое время.

Нашли красную метку на маршруте. Возле Яворника маркировка теряется.

Не придумали, как объяснить, где искать эти волшебные маркированные деревья, поэтому нужен либо трек, либо этот знающий мужик-сторож.

Шли мы шли, и даже начали замечать примятости под ногами. Нас ожидал длительный спуск с осыпающейся почвой и мелкими камешками, что не радовало колени. Зато потеряться практически невозможно — метки повсюду.

Начало спуска в Дубовый Гай.

За лесом метки пропали, но мы продолжили идти прямо, по самой очевидной тропке, и вскоре благополучно вышли к столбу с маркировкой.

Тут же попались нам на глаза грибы, похожие на шампиньоны. Пахли они замечательно, очень по-грибному! Мы, конечно, не рискнули собирать. Но потом узнали, что это грибы-дождевики, и что ими можно лакомиться, пока они молодые, еще не начали желтеть внутри. Если бы разбирались в грибных делах, то могли бы здорово подкрепиться — по пути находили их не раз.

Закарпатский туристический путь — Дубовый гай.

Сельская дорога вскоре вывела к навесному мосту через реку Уж. Он чуть стремноватый, так как шатается сам, и досочки к нему не прибиты (те, что имеются). На самом мосте нарисованы метки, а после него уткнулись в столбик с указателями.

Последовав по маршруту, через минутку дошли к повороту в Дубовый гай. На окраине леса сооружен колодец. Мы поднялись всего немного и стали на ночевку. Тут не самое замечательное место, потому что вблизи отель (хоть его и не видно), но до хорошей стоянки еще далеко, а мы были изрядно уставшими.

День 2. Вынужденная дневка в Дубовом гаю

Ночь выдалась не такой уж и спокойной. В один момент услышали хрюканье и рытье недалеко от наших голов, то есть кабанчики вышли на «охоту» за желудями. После путешествий по Волыни, знаем как бороться с такими ночными набегами — лупили в наши миски и слушали топот удаляющихся копыт.

Ночевка в Дубовом гаю.

Поняли, что не зря взяли палатку, а не тент, несмотря на вес. Музыкальные процедуры пришлось повторять несколько раз за ночь, а с утра обнаружили вокруг себя много-много разрытостей и следов.

В походе всякое может случиться, и иногда умнее остановиться на денек, чем усугублять ситуацию. К сожалению, неприятности со здоровьем возникли в первый же день. Требовалось попасть в аптеку, а в глухих селах про такое, естественно, не слышали.

Как бы обидно не было, но мы сложили рюкзаки и вернулись на трассу. Наивно предположили, что в соседнем селе Кострина может быть аптека, и пошли в его сторону. По дороге нас подобрал автобус, пассажиры которого сообщили, что за лекарствами нужно ехать разве что в Великий Березный (районный центр).

Хоть мы обычно так не делаем, но вылезли из автобуса и подняли руку. Первая же попутка остановилась и подкинула нас. Очень круто нам повезло. Спасибо молодой паре, которая посочувствовала.

В аптеке закупили все необходимое, заодно наелись мороженка, сели на маршрутку и уехали обратно в Дубовый гай. Конечно, все это нас не порадовало. Так затормозить на старте очень демотивирует. Но собрали все силы в кулак и сели залечивать раны. К утру более-менее восстановились и могли продолжать поход.

День 3. Дубовый гай — начало подъема на Черемху

Полные сил после отдыха продолжили путь. Сначала быстро прошли Дубовый гай — он вовсе небольшой. После него очутились на проселочной дороге, над селом Домашин. Метки здесь хорошие.

Дорога над селом Домашино. Закарпатский туристический путь.

Первая заминка случилась на перекрестке, на какой-то поляне. Отсюда расходятся три дороги и непонятно, куда идти. Самая левая дорога — спуск в Домашин. Остальные две соединяются метров через 200 и обе подходят.

Когда определились с дорогой, то очень быстро зашли в лес. Тут шли более часа и проблем с маркировкой не возникало. Но в какой-то момент дорога теряется в никуда и начинается тропка, отходящая немного влево. На нее даже есть маркер поворота, который мы почему-то не могли найти минут 5. После этого на маршруте находится несколько полян со стогами, а потом опять лес.

По нашей традиции, которая возникла на Костриче, заговорились и, вместо того, чтобы пойти по промеченной тропке, вышли на лесную дорогу (для чего повернули на 90 градусов от правильного направления). Около получаса следовали куда-то и заподозрили неладное только, очутившись в зарослях. На дереве увидели царапины и вспомнили про мишек. Назад возвращались быстро, с песнопениями.

Дерево, которое, вроде, подер мишка.

На самом деле, этот участок промечен хорошо. Если есть деревья, а меток все нет и нет, то это явно повод вернуться назад.

Дорожка проходит тут вдоль обрывов. После подъема на минихребет, лес начал чередоваться с открытыми местами. Отсюда уже недалеко до поворота на село Стужица. На повороте стоит указатель. Неподалеку, вроде, находится родник (его обещают трек и карта). Это последнее удачное место для ночевки перед селом.

Карпатский лес.

Шли по резкому склону в лесу и в конце концов попали на опушку, с которой открывался вид на село. Тут на дереве заметили домик. Залезли в него и поняли, что это вышка для наблюдения за самолетами (наверное, секретный военный объект). Там висели инструкции «куда смотреть» и «кому звонить».

Смотровая вышка возле села Стужица.

Посидев чуть на опушке, решили, что в этот день непременно стоит пройти еще два села: Стужицу и Загорб. И хоть день уже клонился к закату, казалось, что каких-то 10 км по дороге — это мелочь. В итоге, мы шли и проклинали все на свете, а дорога никак не хотела заканчиваться.

Вид на село Стужица. Закарпатский туристический путь.

Встретили деда-спортсмена в советских шортах и с седой бородой. Он излучал позитив и предложил даже заночевать в его доме на горбе. Но мы вежливо отказались.

Загорб, кстати, находится не на главной трассе. Нужно не пропустить поворот на него влево. Переходить ж/д колею не нужно! Поворот находится сразу после одного из мостов через реку.

В обоих селах отыскали магазины. Там можно неплохо закупиться.

Как это часто бывает, на выходе из сел метки исчезают. Лучше спросить у кого-то дорогу, потому что тут она не совсем очевидна.

Закат в Карпатах.

Вышли из Загорба мы поздно вечером, солнце уже заходило за горы, что очень волшебно выглядело: круглые холмики и косые лучи на них. Правда, нам было как-то не до того — искали место для стоянки и воду.

Когда закончились поля, дорога раздвоилась. Меток тут нет. Мы экспериментальным путем выяснили, что идти нужно по верхней из них. Немного дальше, в овраге слева, услышали речку. Там набрали воду. Выбраться из того оврага с тремя бутылками не так просто, поэтому в дождь, наверное, не стоит спускаться.

Вечер за селом Загорб. Закарпатский туристический путь.

Местом для ночевки тоже не пахнет, но для себя нашли горбистый клочок на склоне и довольствовались малым. Так сделали вывод, что между Загорбом и Черемхой нормально остановиться негде.

Начало маршрута выдалось самым интересным — тут абсолютно дико, никто не видел толком туристов. Попасть в эти места по иной причине даже не придумаешь как и зачем. Приятный участок, совсем не испорченный цивилизацией. А впереди нас ждали еще несколько таких сел, знакомство с егерем и переходы возле охраняемых зон.

Андрей Бирев
Нетуристические маршруты :-) Турприют - это круто. Он ещё строится?
Мирослава Новікова
Та взагалі нетуристичні :) От тут дійсно треба було іти по зову серця, тобто просто вгадувати... Притулок ще відбудовується, мабуть. Хоча вже два місяці пройшло — як знати. Можна про нього почитати на сайті "Карпатських стежок" (stezhky.org.ua), але актуальної інфи нема. Якшо хочеш в притулку заночувати, то можна їхати в Козьмещик і звідти підніматись на Петрос. Тільки попередньо там треба дзвонити і бронювати місця, бо буває наплив народу. Ми про нього в статті про зимову Говерлу писали, якшо шо :)
Юра
Как все знакомо! Недавно там тоже был. И все "блуждания" мимо тропы тоже пережил. Но мне было проще. ГПС очень четко показывал, где я накосячил и выводил на тропу. Очень рекомендую тем кто пойдет, иметь таки трек на приборе. Само собой, это не отменяет карт и компаса.
Мирослава Новікова
@Юра, Вы правы на 100%! Трек на этом маршруте необходим!