Закарпатский туристический путь. Часть 5 (хр. Красный Верх — Свидовец)

За две недели в пути мы полностью втянулись, срослись с походной жизнью. Спать на еловых иголках, пить из речек, готовить на дровах — это стало привычным. В принципе, можно сказать, что горы впервые нам чуть надоели. Такие длительные походы — больше испытание, чем удовольствие. Но мы должны были дойти до конца!

День 15. хр. Красный Верх — почти Усть-Чорная

Выход на хребет красный Верх. Карпаты.

Нам повезло! Выглянуло солнышко, и удалось просушить все наши вещи. Очень скоро вышли на обещанную полонину с «людськими теличками». Коровки были невероятно чистые и ухоженные. Вокруг царила настоящая идиллия. Хотелось улечься на траву рядом с коровками и перекатываться с боку на бок. Но запланировано у нас было немного другое, поэтому пошли вперед по хребту Красный Верх.

Кстати, на полонине есть источник с хорошей водой. Тут пополнили запасы.

Подъем на первую вершину выдался утомительным. Нам показалось, что перепады на этом хребте достаточно большие. А может мы просто устали.

Закарпатский туристический путь. Хребет Красный Верх.

Когда дошли до развилки, где зеленый маршрут отходит на перевал Прислоп (не тот, о котором в предыдущей статье, если что), наткнулись на скопление громадных труб. Вроде, это трубы для газопровода. На высоте 1500 метров они смотрятся немного неорганично. Зато полазить внутри прикольно.

Огромные трубы для газопровода, найденные нами на хребте Красный Верх.

Как-то невзначай пришли на гору Сиглянский. Даже удивились, что уже пришли сюда. Казалось, что идем совсем недолго. Об этой части пути у нас не так уж много воспоминаний осталось. Хотелось поскорее дойти до конца и вернуться домой, если честно. Поэтому не обращали внимания на красоты природы и на боль в ногах, и еще много на что.

Да вроде тут ничего особенно и нет: просто несколько склонов с дорогой поверх. Мотоциклисты здесь вовсю катаются. Но вряд ли часто захаживают походники с рюкзаками.

Возле горы Гропа, которая на хребте Красный Верх.

Вблизи от следующей горы — Гропы (опять же, название не блещет оригинальностью) — настиг нас дождь. После вчерашнего нам совсем не хотелось мокнуть. Очень надеялись, что он пройдет по-быстрому, и пытались переждать, накрывшись тентом от палатки. Эта затея увенчалась успехом. Успели перекусить, и тучи тем временем отошли в сторону.

Дождь в Капатах.

К сожалению, с Гропы стало видно, что тучи продвинулись как раз по нашему маршруту. А повсюду — и справа, и слева, и сзади, и спереди — сверкали молнии. Было, конечно, красиво, но и немного стремно, оказаться в эпицентре гроз. Решили рискнуть и пойти в небольшой просветик перед нами.

Дошли нормально под гору Климову. Тут молнии оказались уже как-то слишком близко — между молнией и громом едва успевали досчитать до 3. Взбираться прямо на вершину было бы поражающе глупо. Мы отключили всю технику, накрылись тентом и пытались опять жевать булки, делая вид, что все хорошо. Но было не круто: под задницы пробирались холодные потоки, ливень не утихал, молнии пугали своей частотой и близостью.

Радуга возле горы Климова. Хребет Красный Верх.

Выждав некоторое время, подмерзнув, приняли решение все же двигаться вперед. Повезло, что и гроза чуть-чуть успокоилась, и дала нам перевалить эту последнюю серьезную вершину. Дальше видели преимущественно белое нечто, друг друга и мокрую глиняную дорогу под ногами. До вечера лило, не переставая.

Таким образом шли аж до первого леска за горой Гавайсгавор. Были уже немного подмороженными и очень мокрыми. Мирося шла с тентом на рюкзаке, и каждые n метров наклонялась, чтобы слить несколько литров набравшейся воды. Видимо, выглядели мы действительно несчастными, потому что гуцул, встретивший нас в конце ходового дня, зазывал к себе в дом погреться и посушиться.

Туман в Карпатах.

Но мы отказались. Что-то нам не понравилось в этой идее. В своей палатке ночевать надежнее, тем более, что спальник и все вещи сохранялись в пакетах. Так что кое-как разложились под крупными каплями и, поев всухомятку печенюшек с сыром, легли спать. Это был, пожалуй, самый неприятный походный день в этот раз. Но хотя бы прошли запланированные километры, несмотря на непогоду.

День 16. Усть-Чорная — под Стогами

Утро опять выдалось солнечное. Так как вода у нас закончилась, просто собрали вещи и начали спуск в Усть-Черную. Возле первого ручейка сели завтракать и тем временем просушились.

Спуск идет по лесу, довольно долгий, но не слишком крутой. Если бы не 16-ый ходовой день, то удалось бы даже насладится прогулочкой.

Усть-Черная. Указатели маршрутов.

Усть-Черная оказалась цивилизованной: кафешки, магазинчики, окно с распечаткой «сувениры». Кажется, тут есть туристы. А мы вот не были в курсе, что этот населенный пункт кому-то известен.

Для нас тоже нашлись радости: куча меток разного цвета во все стороны света. Наш красный маршрут прошел через весь поселок и вывел к мосту.

Прямо за мостом разместился ужасающих размеров лесоруб с малюсенькой пилой. Такое могли соорудить разве что в советское время. Недалеко от лесоруба есть палаточный кемпинг, а еще кафе. Здесь можно было бы остановиться на ночь.

Лесоруб в Усть-Черной. Начало подъема на Свидовец.

Но мы, конечно, не делали бы так — только дикость и хардкор! У нас было еще полдня, и собирались провести их с пользой, подняться поближе к Свидовецкому хребту. Синее небо внушало уверенность, но все равно подозрения терзали нас, так как уже два раза ранее пытались взойти на Свидовец, и каждый из них нас встречали тут грозы.

Подъем изнурил. Он резкий, ну и мы были не в полном здравии. Сначала шли по леску, потом по поляне, потом по вырубке, потом через тоннель из деревьев, потом еще куда-то... Все это время метки были четкими. Уже как-то подсознательно глаза их находили, а ноги несли в верную сторону. Вообще тут очень красиво. Мы еще точно не раз именно сюда вернемся.

Подъем на Свидовец. Закарпатский туристический путь.

Ближе к вечеру пересеклись с группой туристов. Их было больше десятка, и все казались обветренными, обгоревшими, немного перепуганными, будто это был их первый поход. Один из мужчин шел с «колобком», чем удивил — не думали, что кто-то еще ходит с такими чудо-рюкзаками.

Ветер сопровождал нас даже на полпути к вершине (горе Темпе). Он был таки холодным, и мы закутались в куртки. Погода стала явно менее приветливой. Хоть туристы выглядели неопытными, но нам все равно стало не по себе, что они такие несчастные. Переживали, как завтра будем идти целый день по голому Свидовцу.

Стали на ночевку в последнем лесистом месте, где и на карте, и на треке обозначен родник. К сожалению, в той точке нашли только мокрую землю. Сначала я пытался вырыть ямку и подождать, пока водичка очистится, даже набрал литр желтоватой жидкости — нам не впервой. Если прокипятить, то ничего не случится. Но потом до меня дошло, что можно поискать речку на другом конце поляны.

По дороге на Свидовецкий хребет. Подъем из Усть-Черной.

На этот раз карта и действительность совпали. В конце поляны наткнулся на полноводный ручей. Из него с легкостью набрал три бутылки воды. Очень важно набрать воду здесь, потому что дальше по курсу родник появляется не скоро.

В эту ночь прогнозы передавали температуру +2°C в окрестных селах. Но мы спали без задних ног, и дискомфорта не заметили. Вывод такой, что в июне в Карпатах может быть холодно. Брать летний спальник точно не стоит.

День 17. Свидовец

К удивлению, ветер ночью полностью утих. И новый день начался несказанно радужно. Как-то невзначай взобрались на Темпу, хотя склон резкий.

Гора Темпа. Свидовец.

Под Темпой увидели несколько отар овец и гуцулов с псами, которые их перегоняли. Воздух наполнился густым звоном колокольчиков, а горы покрылись белым пухом.

Алабаи в Карпатах. Свидовец.

Когда поздоровались с гуцулами, один из них предупредил, чтобы мы побаивались пса по кличке Куций. Кажется, псина была чуть неадекватной и уже пару раз близко контактировала с этим мужиком. Мы и так псам не особо доверяем, поэтому предпочли держаться поодаль. В конце концов, гуцул придержал Куцого, и мы смогли немного оторваться от них.

Но еще некоторое время пересекались с отарой. Псы подбегали к нам и страшно лаяли. Мы сдались и пропустили их всех вперед. После одной из гор наши пути с пастухами разошлись, и мы могли наблюдать, как длинные ниточки из овец плавно оплетали махровый горб. Свидовец невероятно красив! Не зря мы так хотели сюда попасть.

Отара овец в Карпатах. Свидовец.

А еще позитивный момент — дорога не поднимается на вершины, а траверсует их. Идти легко и просто. Может поэтому к месту планируемой ночевки выбрались к середине дня. Ночевать собирались возле оз. Догяска. Оно, кстати, нас особо не впечатлило. Ну озеро, ну высоко... Просто вокруг настолько удивительные виды, что озеро теряется.

Возле Догяски у нас случился подрыв сил. Решили, что не помешает пройти еще кусок маршрута, тем самым сократив поход на день. Долго шли с раскрытыми ртами, глазели по сторонам, и даже 16 дней за спиной не могли омрачить впечатления от Свидовца!

Виды Свидовца. Закарпатский туристический путь.

Возле г. Стог наконец-то появилась вода в непосредственной близости к тропе. Сейчас кажется очевидным, что тут надо было разбивать палатку и ложиться спать. Но мы очень уж стремились побыстрее закончить путь, и двинули дальше.

Почему-то нам казалось, что от Стога до следующего места для ночевки недалеко. Подумаешь — перевалить Близницы и немного спуститься. Кстати, распечатанная карта тут у нас закончилась, поэтому полагались мы только на интуицию. Как оказалось, с интуицией у нас не все ОК.

Столбик возле Драгобрата. Указатели на Урду, Близницу и горнолыжную базу.

Сначала прошли Драгобрат. Узнали, что тут строят новый подъемник на гору Первый Жандарм. Возможно, зимой запустят — опоры уже вкопали и забетонировали. Мимо них мы долго шли вверх, а подъем не хотел заканчиваться.

При выходе на Жандарм, открылся вид на Близницы. Тут то мы осознали, что нам холодно, что вокруг гуляют сильные ветра, а идти еще есть куда. У Мироси ногу хватали судороги. Атмосфера царила не очень приятная, да еще и крест какому-то походнику блестел на вершине. Но деваться было некуда. Мы пожевали шоколадку, собрали все силы в кулак и через немогу шли вперед.

Вид на Близницу. Свидовец.

На Близнице нас ждала табличка, которая обещала, что впереди еще 2 часа спуска. Ветер почти сдувал. Дойти до полонины с родником очень-очень хотелось. Застегнули замки на ветровках до самого носа и почти побежали вниз. Видимо бегуны из нас неочень, потому что «бежали» мы действительно 2 часа.

Вид на Петрос со стороны Свидовецкого хребта.

В темноте пришли к столику и костровищу. На горизонте красовались розовые горы, одна из которых была Петросом. Завтра предполагалось взойти на нее. Не верили, что это уже возможно. Вот тут нас таки покинули силы. Еле приготовили гречку на сильном ветре и вырубились. Подозревали, что, возможно, завтра сойдем с маршрута и поедем домой. За последние сутки прошагали 30 километров. Часто это расстояние мы ходим с друзьями за два дня.

Интенсивная ходьба более 2 недель сильно истощает. Эту часть маршрута нам было действительно нелегко. Да еще и погода усугубила ощущения своим холодом, дождем и ветром. Тем не менее, мы справились, мы смогли!