Закарпатский туристический путь. Часть 6 (Свидовец — Говерла)

До окончания маршрута оставалось всего два дня, да еще и по хорошо известному нам участку. Все выглядело довольно просто, нужно было только дойти. Превозмогая боль, продвигались к цели!

День 18. Квасы — Петрос

Хоть вечером прошлого дня мы были полностью разбиты и сомневались, стоит ли продолжать поход, но с приходом утра настроение поднялось, и все наладилось. Погода радовала: светило солнце, а небо окрасилось в ясно-синий цвет. У меня, правда, сильно болела нога после судорог, но мы решили дойти таки намеченный нами путь до конца!

Стоянка возле горы Петрос. Закарпатский туристический путь.

Прежде всего, необходимо было добраться до села Квасы. А оттуда начинается подъем на Петрос. Этот участок маршрута мы проходили ранее много раз. Поэтому были полностью уверены, что повторить не составит особого труда.

Спуск в село казался ужасным! Дорога тут усыпана острыми камнями, а подошвы на наших кроссовках почти не осталось, так что чувствовали каждый твердый уголок. Тем не менее, через пару часиков (наверное, через 2) мы уже стояли у магазина. Сделали последнюю закупку и поспешили в горы.

Склоны, поросшие черникой. Карпаты.

Петрос — одно из самых попсовых мест в Карпатах. Почти сразу встретили нескольких туристов с огромными рюкзаками, на которых снаружи была навешана еще куча хлама. Они с презрением посмотрели на нас с маленькими рюкзачками. А вскоре мы с презрением смотрели на них сверху, пока полностью не потеряли из виду. Кажется, эти туристы не далеко отошли от села за тот день.

Подход к Петросу. Карпаты.

Вывод такой, что чем опытнее турист, тем мельче его рюкзак. Вообще не понимаем, что такого можно набрать с собой в однодневный летний поход, чтобы наполнить 100 литров и еще довешивать сбоку. Короче, не делайте так — это очень непрактично и глупо!

После 17 дней в походе мы так привыкли идти, что без привалов незаметно дошли до речки. А в прошлые походы сюда мы как-то долго плелись до этой точки, останавливаясь пару раз. Теперь были собой довольны. Продвигались очень быстро.

Полонина Менчул. По дороге на Петрос. Закарпатский туристический путь.

Еще чуть-чуть, и вышли на полонину Менчул. Как всегда, здесь паслись коровки, и местечко выглядело уютненько. Но мы не настроены были придаваться отдыху, и поскакали дальше.

Возле раздорожья «Петрос — Шешул» пересеклись с двумя мотоциклистами. Им было лет 50, и один из них выглядел так, будто его заставили поехать. Они рассказали, что где-то тут умудрились заблудиться (хотя тут один маршрут!) и 40 км намотали уже, хотя планировали лишь 20 (по нашим рассчетам больше 10 тут никак). Мы показали им направление вверх к Петросу, и они поехали.

Раздорожье: на Петрос и на Шешул.

К нашему удивлению, через несколько сот метров наткнулись на них опять. Мужчина, которого заставили сюда ехать, не мог взобраться на горку, а его друг стоял выше и давал рекомендации. Чувствовали себя ну очень крутыми, раз обогнали мотоциклистов :)

Остатки подъема шли в темпе, потому что нас немного напугала туча над Петросом. Хоть дождя не передавали, но у гор часто бывают свои планы. Очень хотелось перевалить гору без молний и всего такого.

Подъем на Петрос.

Когда стояли уже на вершине, тучу сдуло на Черногорский хребет, так что нам повезло. Мы посидели немного, померзли на ветре, удивились, как зимой смогли залезть на Говерлу, и пошли вниз. Это один из самых неприятных спусков в Карпатах: тропка осыпается, иногда требуется именно лезть, а не идти... За спинами у нас было по 300 км, и колени не особо радовались такому раскладу. Получалось очень меееедленно!

Вид с вершины Петроса.

Поэтому, оказавшись на полянке внизу, решили стать на ночевку здесь, хотя хотели пройти еще часик по маршруту. Это, пожалуй, было умно — опыт прошлого дня нас кое-чему научил.

День 19. Говерла — Лазещина

Чтобы успеть на поезд, поставили будильник на 5. В 6 уже топали по дорожке. За час дошли до КПП. Тут какие-то мужики собирают дань. Так здесь повелось, и продолжается уже много лет. Мы вообще не считаем это нормальным явлением, так как нигде больше за 300 километров такого не встречали, а еще потому, что КПП находится не на входе, а в центре заповедника, а еще потому что метров 100 от него валяется мусор, за уборку которого собственно и сдирают бабло.

Вид на Говерлу с Петроса. Закарпатский туристический путь.

Возможно, мы бы и заплатили, но наличка осталась в кошельке только на поезд до Черновцов. Поэтому сказали, что платить не будем. Мужики показали нам паленую бумажку с выдержками из конституции, что-то там про запрет запускать феерверки...короче доверия не вызвало. Мы еще по-приколу спросили, не принимают ли они карточки. Конечно же, нет.

Они начали угрожать протоколом и штрафом. Мы согласились подписать его, почему бы и нет. Но, как и ожидалось, мужики замялись и пропустили нас. В общем, не советуем им платить. Не видно, чтобы они что-то позитивное тут делали. Нам они не нравятся. И почти точно это все незаконно.

Подъем на Говерлу со стороны перемычки.

В возмущении продолжили путь. За час пришли к Говерле. Тут было пустынно, как никогда — будний день, да еще и 8 утра. Смотрели на нее и аж странно было, что почти дошли до конца. Вот еще один рывок, и наш грандиозный поход закончится.

С легкостью поднялись (это было намного проще, чем зимой). Ура! Мы прошли Закарпатский туристический путь по версии 2014 года. На столбике табличка гласила, что до Попа Ивана всего 8 часов. Прикинули, что до вечера дошли бы туда. Но уже слишком хотелось домой. И мы выбрали тропу вниз, в Лазещину. Возможно, когда-то пройдем этот маршрут до конца, с Чорногорским хребтом и Мармаросами. Понимаем, что это вполне реально. Еще + 4 дня.

На Говерле. Конец Закарпатского туристического пути до 2014 года.

Последний день всегда самый напряжный и неприятный, сколько бы дней не длился поход. Я поэтому предпочитаю походы подлиннее. Дело в том, что всегда спешишь на поезд, почти бежишь без привалов, вокруг уже не красоты гор, а просто сельская дорога. Короче, поход для нас закончился на Говерле, а дальше началось добирание домой.

Так усердно шли к ж/д станции, что пришли за час до отправления. Проторчали тут, а потом сообщили, что поезд не приедет. Передвинулись на автобусную станцию и проторчали час еще там. К счастью, приехал автобус прямо на Черновцы. Договориться с людьми, а тем более с общественным транспортом, намного сложнее, чем с природой. Хотелось назад в леса, ночевать в палатке и слушать белок. Походы — это круто!

Выводы

Алабаи в Карпатах — специальная порода для загоняния овец.

Это был первый настолько длительный наш пеший поход. И он оказался вообще не таким, каким видели его из дома, планируя маршрут. Думалось, что тяжело будет только физически. Но на практике оказалось, что намного сложнее морально. Из-за усталости перестаешь радоваться каждому камню на дороге, не замечаешь всех прелестей природы, а просто заставляешь себя идти до конца. Такое чувство появилось после двух недель.

Закарпатские ландшафты, недалеко от поселка Синевир.

На удивление, физически мы оказались почти что подготовленными, хотя всю зиму пролежали лежнем в кровати. Единственное, что в этом плане чуть подвело — мои икры, их начали хватать судороги и мышцы нереально болели в последние дни. Никто из нас ничем не заболел, никто ничего не повредил. Домой вернулись здоровее, чем были.

Поняли, что идти в поход дольше 14 дней не стоит — удовольствия мало. Но спортивный интерес проснулся, и мы почти уверены, что повторим подобное в будущем.

Также стало ясно, что физическая сила в походе не главное. Более важен опыт и готовность психологическая. Нам этого хватило, чтобы пройти 320 километров и не навредить своим организмам.

На Боржаве, возле горы Великий Верх.

Карпаты — шикарные горы для походов! Много чистейшей воды, дрова, отсутствие опасных животных (пару мишек не посчитали) — все это делает их доступными для туриста любого уровня. Единственное страшное — это непогода: затяжные сильные дожди однозначно подпортят впечатление и сильно охладят. Ну и молнии, туманы... Короче, надо собираться с умом и идти в горы! Там классно и весело!