Лендинг
500$ | 21 день
Визитка
650$ | 21 день
Экспресс
399$ | 10 дней

Закарпатский туристический путь. Часть 4 (Боржава — Колочава)

После просторной Боржавы маршрут становится более унылым. Нас ждали непримечательные дороги в лесах, безымянные склоны и прогулки по трассам. Следующие пару дней обещали быть легкими, но скучными. К несчастью, все усугубилось еще и карпатской непогодой. Но мы держались как могли, и даже гордимся собой!

День 11. г. Граб — почти Межгорье

Как показал опыт предыдущего вечера, готовка на чернике — возможно, но слишком трудоемко. Поэтому с утречка решили пройти до первого леска и там уже делать завтрак. За какой-то часик прошли гору Кичера-Кругла и нашли деревья. Они оказались ужасным топливом, потому что даже сухие на вид ветки были полны влаги. С горем пополам нагрели себе воды. Тут немного не хватало газовой горелки.

Боржава. Закарпатский туристический путь.

До горы Кругла меток не было вообще, как и отворотов, конечно. Когда дорога нырнула в леса, появилось пару неуверенных меток. Это даже чуть раздражало — полпути нормальной маркировки не было, и на Боржаве мы надеялись на что-то большее, так как тут довольно известное место среди туристов.

Нам повезло не потеряться, наверное, потому что отворотов было не так много. Успешно добрались до перевала Прислоп (такое название имеет каждый третий перевал в Карпатах). От него отходит зеленый маршрут в поселок Лозянский.

Гора Кругла. Боржава. Закарпатский туристический путь.

А мы продолжили следовать по Закарпатскому туристическому пути. Ничего примечательного не запомнилось, но лес приятный, тропа хорошая. Недалеко от горы Полонина-Кук дорога неожиданно и очень сильно сбрасывает высоту (мы вроде никогда раньше с таким не сталкивались) и точно также резко набирает ее.

В этой странной яме паслись кони. Они ржали, скакали и выглядели очень недоброжелательно. Нам было страшно спускаться к ним, но выбора не оставалось. К счастью, увидев гостей, гуцул привязал этих диких животных. Все равно кони продолжали стремно себя вести, а мужик не казался сильно приветливым, поэтому подъем преодолели без единой остановочки.

Дорога возле горы Полонина Кук.

По карте казалось, что до Межгорья не будет уже сильных перепадов высот. Мы рассчитывали подойти к городу быстренько и разложиться не в 9, как обычно, а хоть чуть раньше. По факту же перепады высот присутствовали, да и не маленькие. Колени уже побаливали, поэтому на спусках приходилось тормозить. И на стоянку пришли опять в сумерках.

Тропа от Боржавы к Межгорью.

Стоянка порадовала. Тут протекает полноводная река, есть дрова и даже укрытие под елками.

День 12. Дневка перед Межгорьем

Несмотря на прекрасность стоянки, не собирались устраивать тут дневку. Запасы еды почти исчерпались, и мы жаждали отведать вареников в Межгорье и закупить вкусняшек.

Открыв после сна тент, увидели стену из дождя. Сначала думали не малодушничать и продолжить переход, ведь в Карпатах дождь — это ожидаемо и привычно. Но пока мы передвигали вещи по палатке, непогода настолько усилилась, что идти не хотелось ни под каким предлогом. Даже для Карпат такое — это уже слишком. Короче говоря, было похоже больше на потоп, чем на дождь.

Дождь в Карпатах.

И мы легли спать и спали целый день, отвлекаясь лишь на готовку и поедание еды. Зато дождь до обеда не отвлекался вообще.

Таким образом у нас получилась еще одна вынужденная дневка. Зато немного выспались. Даже не осознавали, что наши организмы настолько измучились — почти сутки не могли открыть глаз.

День 13. Межгорье — Пишконя

Не смели даже мечтать о таком, но следующий день начался без ливня. Мы спокойно дошли до Межгорья. В самом городе метки не очень. Но ориентироваться нужно на автовокзал, от которого маршрут резко отходит вверх (метка была, но смотрите внимательно).

Межгорье просыпается после дождя.

В самом Межгорье нашли какое-то странное кафе. Интерьер подходил бы ресторану, но все посетители в 9 утра заказывали 100 грамм и минералку. Для нас такой формат заведения немало непривычный. Все равно вареники за 10 гривен оказались невероятно вкусными, даже не помню, где еще такие пробовали. И мне подали заварной зеленый чай с нормальным количеством заварки — на такое я вообще не рассчитывала.

Межгорье. Бронзовый знак в центре города.

Так что трапезой остались супер удовлетворены. В таком длительном походе это действительно радость вкусно поесть. Магазинчиков в центре полно, да и базар тоже здесь. Выбрались из города с полными рюкзаками всякой всячины.

От Межгорья до трассы возле Синевира пролегает хребет Кичера. Он на хребет не похож — обычные горбы за селом. 

После дождя лес стал полон грибов. На рынке множество бабушек стояли с корзинками. А мы как-то не по грибам, поэтому наслаждались лесной земляникой. Вдоль тропки все склоны усыпаны ею.

Земляничка, гриб и цветы — дары Карпат.

После поедания ягод, начал моросить дождик, но это уже не был такой обильный ливень, а просто типичная для Карпат погода. Поэтому мы планомерно продолжали подбираться к трассе. На развилке нашли указатели на озеро Синевир и на одноименное село. Нам подходил второй вариант.

Некоторое расстояние маршрут идет по проселочной дороге над трассой. Спуск не очевиден. Повернуть нужно возле вышки влево, а метку с дороги не видно. На спуске тропы нет — идти требуется напролом через заборы из бревен. Но при выходе на трассу все становится на свои места, маркировка отличная.

Троллейбус возле Синевира. Закарпатский туристический путь.

Пока спускались, возле самого выхода на асфальт, увидели ржавый троллейбус на его последней остановке. Логичных объяснений этому явлению не придумали.

По асфальтированной дороге пришлось идти долгое время. Здесь, кстати, пропала связь и появилась только на хребте (и то не очень стабильная). Маркировка не дает засомневаться в направлении. В конце концов необходимо перейти по мосту, перед которым стоит столбик, и есть указатель на озеро Озирце (это рядом с мотелем «Бункер»).

Дорога возле села Синевир. Недалеко от мотеля Бункер.

После перехода реки начинается длинный серпантин — подъем на хребет Пишконя. Тут с нормальными местами под палатки негусто. Есть клочок земли возле первой реки со столиком. И потом уже ближе к вершине, после поворота на Озирце. Мы туда не дошли. Ночевали возле второй речки, где было не слишком ровно.

День 14. Пишконя — Колочава

Как выяснилось, ночевали мы недалеко от самого хребта. Быстро вылезли на него и очутились возле указателя. С метками было все хорошо — теряться негде. Почти перед самым выходом на Пишконю, на открытом месте есть костровища, так что тут, наверное, останавливаются туристы. Но источника воды рядом мы не заметили.

Хребет Негровец. Закарпатский туристический путь.

Хребет не сложный для прохождения, без значительных перепадов. Мы шли без напряга вообще. Возле горы Ясеновец лежал огромный снежник. Чувствовалось, что поднялись чуть выше, чем всю дорогу до этого. Сами вершины не впечатляют, даже не понятно, где просто горб, а где гора — табличек нет. 

Пройдя Негровец, увидели табун коней на следующей горе. Они толпились прямо на маршруте, но приближаться к ним не было желания. Мы побаивались этих диких тварей, особенно после встречи с какими-то неадекватными особями возле полонины Кук. Поэтому пришлось идти чуть ниже, чтобы скрыться от глаз коней. Они, кстати, все равно глядели на нас все время, когда только могли заметить.

Кони возле Негровца.

Проклиная коней, в обход поднялись на гору Барвинок. Это последняя вершина на хребте и после нее идет длительный спуск вниз, к Колочаве. К селу добрались только под вечер.

Лишь зашли в сельский магазинчик, влил сильный дождь. Нам повезло переждать его под крышей, и мы уже даже ликовали. Предстояло только пройти Колочаву и выйти на следующий хребет Красный Верх.

Колочава. Знак на въезде.

Сама Колочава — популярная туристическая точка. Тут есть пару музеев, кафешки, мотельчики, и все, что полагается в таких вот местах. Также столбы усеяны метками и стрелками всевозможных цветов. К сожалению, на повороте, где метка была действительно нужна, ее не нарисовали (либо уже стерлась).

Но рядом стоял столб с указателями и мы как-то заподозрили, что пора бы свернуть с трассы. GPS нам не особо помог, потому что не было интернета, а Гуглокарты без него не показывают трек, даже если помнят (к слову, это стоит учитывать и искать другие приложения для навигации — мы просто впервые пользовались электронными картами).

На повороте долго топтались, пытаясь что-то найти в телефоне. Сенсор еще неадекватно работал из-за мелких капель. Но зато старый метод не подвел — мужчины, стоявшие рядом, подсказали, что делать дальше. Старший из них поведал, что нам надо идти отсюда вверх, если мы хотим на полонину с «людськими теличками», но дорогу смыло.

Ливень в Колочаве.

Когда гуцул говорит, что дорогу смыло, то это плохой знак. По такому городской житель точно не пройдет. И таки да, мы проверили, и вместо дороги текла полноводная широченная река. Зато дети, играющие возле дома, вызвались нам помочь и провели альтернативным путем, сквозь огороды и хаты.

Сразу за селом опять начался дождик, который, спустя пару минут, перерос в ливень. Несчастные шли мы по мокрой глине, каждый шаг ожидая столкнуться с нею лицом. А сверху обдавал нас холодный поток и вспыхивали молнии. По пути додумались набрать воду из родника.

Предполагали, что прошли может треть подъема, но неожиданно вышли на полонину. Сказывалось то, что карты у нас были разного масштаба — расстояния оценивали слабо. Такой быстрый подъем добавил оптимизма, и мы даже нормально приготовили ужин и согрелись. Дождь закончился как раз, когда дошли до места ночевки.

Колочава после дождя.

Воды на полонине вроде нет. Не пожалели, что набрали в реке перед нею.

Не верилось как-то, что прошли большую часть Транскарпатского пути. Физически не сильно устали, но домой хотелось. Уговаривали себя пройти до конца. А впереди был еще Красный Верх и долгожданный Свидовец. Очень хотелось наконец-то попасть на последний, да и завершить достойно наш путь!